Сейчас на подписи у президента закон о развитии инклюзивного образования, принятый парламентом в конце мая. В случае его подписания, обычные школы будут не вправе отказать в приеме детям с инвалидностью, и они смогут учиться по месту своего жительства. Однако к началу прошлого учебного года только в 77% украинских школ были пандусы и удобные заезды на первый этаж. Этажи выше первого были доступны для детей с инвалидностью в менее чем 1% общеобразовательных учебных заведений. О том, сколько таких детей в Украине уже учатся в обычных школах и почему нехватка специально обученных кадров будет основной проблемой для инклюзивного образования – в материале РБК-Украина.
Первые шаги
Как сообщают в Министерстве образования и науки, каждый 10-й ребенок в Украине имеет инвалидность или другие особые потребности в обучении. В прошлом учебном году (2016-2017) более 28 тыс. таких детей ходили в спецшколы. 8 тыс. детей с тяжелыми нарушениями обучались в реабилитационных центрах. При обычных школах работало 490 специальных классов, где более 4,5 тыс. детей с инвалидностью учились отдельно от других учеников. Кроме того, открыли при них 2,7 тыс. инклюзивных классов, где свыше 4 тыс. детей с инвалидностью занимались вместе с другими учениками.
В прошлом учебном году в школах стало учиться на 50% больше детей с инвалидностью. В МОН предполагают, что в сентябре еще сотня таких детей пойдет в обычные школы. Это произойдет, в том числе, из-за того, что не будут принимать детей с задержкой психического развития в спецшколы. Они уже будут учиться в общеобразовательных учреждениях.
В винницкой общеобразовательной школе № 10 инклюзивные классы работают уже два года. В одном из них учится 12-летний Игорь, у которого аутизм. Как рассказала РБК-Украина его мать Леся, благодаря созданию такого класса, мальчик в 11 лет наконец-то смог пойти в обычную школу. До этого семья несколько лет безуспешно пыталась устроить ребенка на учебу. “Игорь проходил психолого-медико-педагогическую консультацию, и там, посмотрев на него 10 минут, специалисты выносили “приговор”, как я это называю”, – посетовала Леся. Сотрудники консультации уговаривали ее, что Игорь не сможет учиться с другими детьми. По словам Леси, даже в специализированную школу ребенка было тяжело устроить, многие учреждения не хотели его брать. Поэтому Игорь несколько лет учился то в спецшколах, то индивидуально. Только когда несколько родителей совместно создали общественную организацию, им удалось убедить школу и местные власти, что дети с нетипичным развитием могут учиться вместе со всеми остальными. Леся отметила, что обычная школа дала мальчику намного больше, ведь в специализированных учреждениях дети находятся на одном уровне, и у них нет стимула для развития. Но самое главное, что дают инклюзивные классы, – это новое отношение общества к детям с аутизмом и другими особенностями развития. Пока такие ученики не придут в общеобразовательные школы, к ним не будет толерантного отношения. “Игорь не разговаривает, он использует для обучения альтернативные методы коммуникации. И я думаю, не дай бог с нами, родителями, что-то случится, никто не будет с ним “играться”. Таких детей иногда просто в психиатрическую клинику отправляют, где они погибают”, – рассказала Леся. Женщина отметила, что другие дети в классе стали добрее, наблюдая за Игорем и ребятами с особенностями развития. “Однажды ко мне после родительского собрания подошла мама обычного ребенка. Она поблагодарила меня, что Игорь учится в классе с ее сыном, так как он научился сочувствовать и помогать другим людям”, – поделилась женщина.
К слову, в 2017-м из госбюджета выделили дополнительную субвенцию в размере 209 млн гривен для нужд детей с инвалидностью. Они пошли на реабилитацию, закупку специального оснащения и оплату труда сурдопедагогов, логопедов, психологов. Еще часть денег выделяют из местных бюджетов.
Классы по закону
В конце мая Верховная Рада приняла президентский закон о развитии инклюзивного образования. Сейчас он находится на подписи у президента. Согласно документу, для детей с инвалидностью при обычных школах будут создавать инклюзивные и специальные классы. Кроме того, они смогут обучаться дистанционно и индивидуально. Эти классы будут открывать по заявлению человека с инвалидностью или его родителей. Таким образом, в Украине дети с инвалидностью и особыми образовательными потребностями смогут учиться по месту жительства.
Начальник отдела образования детей с особыми потребностями МОН Татьяна Симоненко отметила, что принятый документ вносит правки в основной закон “Про образование”. Дело в том, что и раньше, согласно закону, была возможность создавать инклюзивные и специальные классы. Но после прописывания этой нормы в основном законе для школ, ни одно общеобразовательное учреждение не сможет отказать родителям в приеме ребенка с инвалидностью. Это также позволит таким детям оставаться в семьях. Пока, к сожалению, многим из них приходится учиться в школах-интернатах, потому что не во всех городах и поселках есть квалифицированные педагоги и нужное оснащение.
Симоненко подчеркнула, что у родителей должен быть выбор, куда отдавать ребенка. Поэтому при школах должны работать как инклюзивные классы, где дети с инвалидностью или задержкой развития учатся с другими учениками, так и отдельные специальные классы. “Например, детям с аутизмом тяжело адаптироваться к школе, поэтому для них создают отдельные классы”, – рассказала РБК-Украина чиновник. Она отмечает, что во многих странах такие дети в начальной школе учатся в спецклассах, чтобы адаптироваться. Позже их уже можно переводить в обычные классы.
Симоненко уточнила, что для детей с тяжелыми нарушениями больше подходят спецшколы, ведь там весь учебных процесс построен с учетом их нужд. В таких заведениях учатся на один год дольше, тем самым уменьшается нагрузка. Специальные школы существуют во всем мире и важно, чтобы они продолжали работать в Украине.
Отметим, что, по данным за сентябрь 2016-го, в 77% украинских школ есть доступ для детей с инвалидностью к первому этажу: расширены двери, оборудованы пандусы. В марте 2017-го на заседании Совета реформ органам местной власти поручили сделать доступ к первому этажу во всех общеобразовательных учреждениях. Но вторые, третьи и последующие этажи для таких детей доступны в менее чем 1% школ.
Если говорить о кадрах, то в прошлом году в обычных школах работало 1800 ассистентов учителей, которые помогали работать с детьми с инвалидностью. По словам Симоненко, большинство школьных педагогов имеет подготовку для того, чтобы обучать таких детей. С 2010 года каждые пять лет педагоги должны повышать квалификацию, и в рамках обучения изучают опыт работы с детьми с инвалидностью. С 2014 года курсы по работе с особыми детьми были введены как обязательные.
В принятом законе указано, что для каждого ребенка с особыми образовательными потребностями специалисты вместе с родителями будут создавать индивидуальные программы. Например, обучение может проходить с помощью шрифта Брайля, жестового языка и других, доступных для таких детей способов общения.
Уполномоченная правительства по вопросам прав людей с инвалидностью Раиса Панасюк отметила, что пока существует ряд трудностей с созданием индивидуальных программ и ресурсов в украинских школах. “Учителя и методологи пока не понимают, как создавать программы для некоторых групп учеников, например, для детей с аутизмом. К тому же, при обучении таких детей нужен не только ассистент учителя, но также их личный ассистент. В школах обязательно должны создаваться комнаты для психологической разгрузки, где ребенок может побыть один”, – отмечает Панасюк. Она привела в пример опыт Шотландии. Родители с детьми с особыми потребностями приходят в школу за два года до начала учебы, чтобы педагоги могли заранее понять, что нужно ребенку. В течение этого времени школа закупает все необходимое оборудование, а методисты разрабатывают индивидуальную программу. “Необходимо готовиться к созданию инклюзивных классов заранее, а не так, что ребенок с инвалидностью приходит учиться, и в школе паника”, – подчеркнула Панасюк.
По словам уполномоченной по вопросам прав людей с инвалидностью, к инклюзивному образованию в Украине нужно подходить комплексно. Чтобы у детей с инвалидностью была возможность учиться, нужны и профессиональные кадры, и соответствующее оборудование, и транспорт для их развозки. “Важно, чтобы были все эти компоненты. Это как часы: если убрать хотя бы одну деталь, они не будут работать”, – подчеркивает Панасюк. Особенно важно, чтобы у педагогов были навыки общения с детьми с инвалидностью. Для этого все учителя должны посетить углубленный курс в институте переподготовки и периодически повышать квалификацию. “Если учитель не переборет в себе страх перед инвалидностью, он не сможет дать качественные знания, даже при наличии лучшего технического оснащения”, – отметила она.
Кадровый вопрос
Родители детей с особыми потребностями отмечают определенный прогресс в инклюзивном образовании в Украине. Мать 9-летнего Тимофея с аутизмом рассказала РБК-Украина, что еще два года назад не готова была отдать сына в общеобразовательную школу. Она видела, что у педагогов не было соответствующей подготовки. Все это время мальчик учился в киевской специализированной школе-интернате для детей с нарушениями речи. Но уже в следующем учебном году Тимофей пойдет в обычную школу. По словам женщины, она увидела, что учителя, несмотря на отсутствие опыта, готовы учиться. “У педагогов уже нет внутренних барьеров, для меня это важный показатель. Нам удалось найти в Киеве школу с адекватным директором и открытым персоналом”, – отметила Ольга.
Женщина считает, что спецшколы и спецклассы тоже должны существовать, потому что детям с тяжелыми нарушениями поначалу может быть сложно в обычном классе. Они должны быть промежуточным этапом для адаптации ребенка, чтобы он мог потом идти в инклюзию. Ольга подчеркнула, что нельзя делить людей на категории, и это главная причина, почему она хочет, чтобы сын пошел в инклюзивный класс. “Интернат – это как раз пример разделения на категории. Мне кажется, можно каждого ребенка приспособить, вывести в общество. Но ему нужна определенная помощь”, – отметила женщина.
Готовность школ принимать детей с инвалидностью во многом зависит от региона. Чем крупнее и богаче город, тем больше возможностей. Об этом говорят директора школ и работники сферы образования. Однако все отмечают, что наибольшая проблема -отсутствие квалифицированных кадров.
По словам директора киевской школы №148 Сергея Горбачева, в Украине образование учителей находится не на высоком уровне, а тем более это касается коррекционных педагогов. В комментарии РБК-Украина он также отметил, что в большинстве школ нет пандусов между этажами и отсутствуют лифты. Чтобы переоборудовать эти учебные заведения, нужны серьезные вложения. С коррекционным оснащением в столичных школах не должно быть проблем, отмечает Горбачев. “Местный бюджет Киева будет финансировать эти нужды. Если школа грамотно построит запрос, проблем не возникнет”, – считает директор.
Мнение о том, что самая большая трудность – с кадрами, разделяет директор одной из школ города Николаевка Донецкой области Ольга Вячеславовна. В комментарии РБК-Украина она отметила, что в Николаевке нет коррекционных педагогов по некоторым необходимым направлениям. Как рассказала Ольга Вячеславовна, два года в их школе в общем классе с другими детьми учился мальчик с нарушениями речи и слуха, а также с задержкой интеллектуального развития. Все закончилось тем, что родители решили отдать его в интернат. “Этот ученик не мог усвоить материал так же быстро, как другие дети, одного урока ему не хватало. К тому же, у него было рассеянное внимание, ребенок был очень неусидчивым”, – поделилась Ольга Вячеславовна. Школа пригласила на работу дефектолога для его сопровождения. Однако впоследствии педагог признался, что у него нет необходимых навыков для работы с такими нарушениями и нужен другой специалист.
Директор рассказала, что в школе несколько детей с инвалидностью проходят индивидуальное обучение. Поэтому пандус на первом этаже есть. В то же время, для детей с инвалидностью нужно хотя бы оборудовать туалеты, не говоря уже о специальном коррекционном оснащении. “Тут уже вопрос в том, будут ли готовы местные власти выделить на это средства”, – подчеркнула Ольга Вячеславовна.
Начальник отдела образования Изюмской районной государственной администрации Харьковской области Светлана Дворкина также подтвердила наличие кадровой проблемы. “Учителю младших классов будет трудно обучать слабовидящего ребенка. В вузе такой педагог не проходил курс по работе с детьми с инвалидностью. Особенно нехватка специализированных кадров чувствуется в небольших населенных пунктах”, – отметила она в комментарии РБК-Украина. По ее словам, с оснащением школ куда меньше проблем. Изюмской РГА подчиняется 16 школ, и если в одной из них сделают инклюзивные классы, то их будет логично разместить на первом этаже, чтобы детям не нужно было подниматься выше. Дворкина уточнила, что оборудовать пандусы до первого этажа и туалеты для детей с инвалидностью местным властям вполне под силу.
РБК-Украина