Дамы и господа,
Это мой третий визит в Украину с начала кризиса. Он совпадает с запуском Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека второго доклада о ситуации с правами человека в Украине, который основан на выводах Мониторинговой миссии ООН по правам человека в Украине. В докладе излагается достигнутый прогресс, а также текущие проблемы в области прав человека в Украине, в частности на востоке и юге страны.
Вчера я имел возможность обсудить доклад и его рекомендации с должностными лицами в правительстве, с Уполномоченным по правам человека, а также с представителями гражданского общества.
Эти обсуждения были конструктивными и мы смогли обменяться мнениями по ряду конкретных мер, которые правительство может немедленно предпринять для реализации этих важных рекомендаций. Я подчеркнул, что очень важным является немедленное реагирование на рекомендации со стороны правительства, что внесет свой вклад в де-эскалацию напряженности накануне президентских выборов.
Первый доклад, изданный Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека 15 апреля, был основан на двух моих предыдущих миссиях и первых неделях наблюдений, проводимых Мониторинговой миссией ООН по правам человека в Украине. Мы постарались отразить более широкую картину, сосредоточив внимание на коренных причинах нарушений прав человека, включая длительное несоблюдение верховенства права, отсутствие подотчетности силовых ведомств, коррупцию, бесхозяйственность и ее влияние на экономические и социальные права. Мы также заострили вопрос об ответственности за нарушения, связанные с протестами на Майдане, а также с другими нарушениями прав человека в то время, особенно в Крыму и на Востоке. В предыдущем докладе также содержится довольно обширные кратко- и долгосрочные рекомендации.
Во втором докладе, который выходит сегодня, мы в первую очередь сосредоточились на текущих проблемах в области прав человека на востоке и юге Украины, а также на изменениях в связи с рекомендациями, сделанными в первом докладе. Он также содержит собственные конкретные рекомендации, которые особенно важны в преддверии предстоящих президентских выборов.
В докладе описывается вызывающее значительную тревогу ухудшение ситуации с правами человека на востоке и юге страны: увеличение числа вооруженных групп, предпринимающих незаконные действия – Мониторинговой миссии ООН по правам человека в Украине стало известно о 112 случаях незаконного задержания, в связи с которыми мы по-прежнему обеспокоены местонахождением и состоянием 49 человек. Такие злоупотребления ясно указывают на нарушения законности и правопорядка в этой части страны. Кроме того, по нашей информации, полученной через источники в правительстве и гражданском обществе, во время ожесточенных столкновений и операций по обеспечению безопасности и правопорядка на востоке и юге, 127 человек были убиты. Все это очень тревожно.
Почему это происходит? Хотя число протестующих не возросло сколько-нибудь значительно — мы по-прежнему говорим всего лишь о паре тысяч в нескольких городах — вокруг таких протестов возникает все больше и больше вооруженных людей, и больше оружия становится доступным.
Слишком часто милиция либо неэффективна, либо же не предпринимает мер для предотвращения столкновений. Похоже, что в Одессе она внесла свой вклад в трагические события 2 мая. Смерть 48 человек можно и нужно было предотвратить. Я призываю власти провести расследование и установить непосредственных виновников убийств, а также узнать, почему правоохранительные органы не действовали более своевременным и решительным образом: эта трагедия требует полной ясности и ответственности. Во многих других случаях, к счастью, менее драматических, ситуацию усугубляло отсутствие конкретного закона, который регулировал бы осуществление свободы собраний, так как любые ограничения в отношении свободы собраний порой применяются произвольно, а следовательно, являются спорными. Тем не менее, существует четкое различие между мирным собранием и тем, что можно охарактеризовать только как насилие, представляющее собой явную угрозу безопасности и общественному порядку. Мирные демонстрации, как предмет международного права, должны быть разрешены, а сотрудники правоохранительных органов должны проходить соответствующую подготовку для работы с митингами и акциями протеста в соответствии с международными стандартами в области прав человека. С другой стороны, применение силы правительством, когда это абсолютно необходимо, строго регламентируется международными законами и стандартами.
На Востоке, похоже, возник взаимоусиливающий эффект «языка ненависти», подстрекающего к насилию, и следующего за этим насилия, которое затем служит оправданием дальнейшего разжигания ненависти. Это порочный круг, который необходимо разорвать. От начала кризиса в Украине, начавшегося с протестов на Майдане (с ноября 2013 по февраль 2014 гг.), включая ситуацию в Крыму, текущие незаконные действия вооруженных групп и реакцию со стороны правоохранительных органов в восточных районах, а также насилие 2 мая в Одессе — Мониторинговой миссии ООН по правам человека в Украине стало известно о порядка 250 убиты, включая местных жителей, служащих национальных сил безопасности и вооруженных групп.
Любое дальнейшее вооружение протестующих и их превращения в военизированные формирования должно быть немедленно прекращено. Вооруженные группы следует срочно разоружить. Все, кто имеет влияние на этии вооруженные группы, должны конструктивно использовать свое влияние для предотвращения дальнейшего насилия. Те, кто провоцирует насилие и вооружает протестующих, превращая их в военизированные формирования, могут быть привлечены к ответственности за трагические последствия.
С самого начала я постоянно поднимал вопрос о необходимости срочного обуздания языка вражды. Это становится вдвойне важным в преддверии предстоящих президентских выборов на 25 мая. Я призываю всех кандидатов в президенты использовать дни, оставшиеся до президентских выборов, для того, чтобы распространить идею мира и примирения среди народа Украины.
Объявленные поправки к Конституции и намерение обсудить их путем общенациональных консультаций — это правильный подход к деэскалации напряженности и создания атмосферы, способствующей реализации Женевских соглашений. Тем не менее, как мне сообщили представители гражданского общества, с которыми я встречался вчера, эти общенациональные консультации должны быть всеохватывающими и открытыми для гражданского общества, в том числе мирных представителей востока страны, критично настроенных к правительству.
Правительство, как и международное сообщество, должны дать четкий сигнал, что преступления, совершенные вне зависимости от этнической принадлежности или политической принадлежности их совершивших, повлекут за собой ответственность. В нынешней ситуации проигрывают все: этнические украинцы или русские, говорящие на русском или украинском, а это влечет за собой более широкие отрицательные последствия в регионе. Тем не менее, я твердо верю, что точка невозврата еще не пройдена, и мы не можем позволить ее перейти. ООН поддерживает всех украинцев, независимо от их этнической и политической принадлежности, стремясь помочь предотвратить такой исход.
В докладе также содержится глава, посвященная ситуации в Крыму, в свете Резолюции 68/262 ГА ООН о территориальной целостности Украины. С точки зрения прав человека, важно, чтобы на жителей Крыма не оказали отрицательного воздействия последствия изменяющейся правовой базы для их прав человека. Независимо от гражданства, в Крыма должны иметь равный доступ к занятости, образованию, здравоохранению и другим социальным услугам.
Особое внимание следует уделить положению крымскотатарского народа и его правам как коренного народа. Вчера я имел возможность поговорить с г-ном Джемилевым, историческим лидером крымских татар. Очень важно, чтобы ознаменование 70-летия со дня принудительной депортации из Крыма, которое запланировано на 18 мая, прошло спокойно, а их право на свободу собраний было соблюдено в полной мере. Все, кто в этом участвует, должны проявлять сдержанность: ситуация и без того достаточно сложная.
В течение следующих нескольких дней я планирую поехать в Донецк и Одессу, и вернуться в Киев 19 мая. Это даст мне возможность мне проконтролировать состоянием дел с некоторыми серьезными нарушениями прав человека, которые были выделены в настоящем докладе, а также с некоторыми проблемами в области прав человека, возникшими после 6 мая — последнего дня в докладе Мониторинговой миссии ООН по правам человека.
Очень важно ослабить напряженность после незаконного референдума в Донецкой и Луганской областях и накануне президентских выборов.
Следующий открытый отчет о правах человека в Украине должен быть представлен в июне. В частности, в нем будет представлен прогресс, достигнутый в ситуации с правами человека, а также все отрицательные последствия напряженности в сфере политики и безопасности для социальных и экономических прав жителей Украине, особенно восточной части страны.
Організація Об’єднаних Націй в Україні