Гипсовые повязки малышу не мешают. Но успешно справляются с косолапием по методу Понсети
Люди до последнего тянут с обращением к врачам – одни из-за безденежья, другие из-за банального пофигизма. Но в последние годы участились случаи, когда даже дети попадают к медикам в довольно тяжелом состоянии. Виной тому — халатное отношение педиатров к своей работе
Вместо гипса – большая операция
Маленький Сережа (имя изменено), которому недавно исполнился год и три месяца, – радость для родителей. После рождения его маме врачи сообщили, что у ребенка есть врожденный дефект – косолапие. Педиатр по месту жительства рекомендовал лечение – гипсовые шины. Шло время. Но ступни малыша не выпрямлялись. Его мама случайно узнала, что в детской областной больнице есть отделение ортопедии, в котором успешно лечат такую патологию. И пришла к врачам на консультацию.
— У ребенка тяжелое двухстороннее косолапие, которую нужно было начинать исправлять год назад, когда малышу было около трех месяцев, — говорит Светлана Кухтина, заведующая ортопедо-травматологическим отделением Запорожской областной детской больницы. – В таких случаях мы проводим коррекцию по методу Понсети. Вначале делаем несколько гипсовых повязок, затем выполняем малотравматичную операцию, во время которой подрезаем на ножках укороченное ахиллово сухожилие.
Этот метод, в принципе, даже операцией назвать нельзя. Через микроскопический разрез в задней части стопы доктора подрезают сухожилие, которое отклоняет наружу стопу ребенка. После этого стопа опускается, и на ножку вновь накладывается гипс. Во время последнего этапа лечения малышу надевают специальные ботиночки (брейсы), которые скреплены между собой. Они плотно фиксируют ножки малыша и не позволяют вернуться деформации ножек.
— Чем раньше начать лечение косолапия, тем лучше будет результат. Увы, не все педиатры ответственно относятся к своей работе и своевременно направляют к нам детей, страдающих косолапием. Сережа – яркий тому пример. Если он попал к нам хотя бы год назад, то сейчас бы уже уверенно ходил на ровных ножках. А при такой тяжелой патологии нам придется проводить ему операцию так называемым старым методом по Зацепину, с тремя большими разрезами, с рассечением связок, с травмой для суставов, — возмущается Светлана Кухтина. – И в течение полугода после этого малыш будет загипсован – передвигаться он не сможет.
Где вы были раньше?
К сожалению, после таких полномасштабных операций дети все равно не могут полностью избавиться от косолапия. У них остается либо хромота, либо отставание в росте подъема стопы (или стоп) или даже всей стопы. Визуально между ножками такого малыша и здорового ребенка будет видна существенная разница.
— Ортопедов в районных поликлиниках нет. Но педиатры должны знать, что, если у новорожденного есть врожденная патология стоп, он в месячном возрасте должен быть доставлен на осмотр к ортопеду в областную детскую больницу. Поэтому я рекомендую мамам, которые подозревают, что с ножками их малыша что-то не так, настоятельно требовать у педиатра направление к ортопеду, — говорит Светлана Кухтина.
По ее словам, в запущенном состоянии в отделение попадают дети не только с косолапием, но и со сколиозом – искривлением позвоночника. Несколько лет назад ортопеды лечили мальчика, жителя одного из районов области. Его позвоночник был искривлен более чем на 30 градусов! С такой патологией ребенок получил инвалидность. Мама хотя бы раз в год должна была привозить мальчика на консультации к ортопедам. Но не привозила – просто сдала ребенка в интернат и приехала с ним к нам, лишь когда пришло время переоформлять инвалидность. Сейчас позвоночник искривлен более чем на 50%! Ребенок – тяжелый инвалид. Он не может нормально дышать, у него страдает сердце и вся сердечно-сосудистая система. Но его маме, похоже, до этого нет дела.
Z-city