Инвалидность и учеба: как немецкие вузы убирают преграды

Инвалидность и учеба: как немецкие вузы убирают преграды
22 Вересня 2017
Друкувати цю новину

Что предлагают немецкие вузы людям с физическими или психическими нарушениями? Какие условия созданы для них? Репортаж DW.

Инвалидность и учеба: как немецкие вузы убирают преграды

За круглым столом сидит высокая девушка в черных очках. Лицо сосредоточено, руки старательно ощупывают стул – она пытается присесть. Надин Шперлинг (Nadine Sperling) – у нее инвалидность по зрению, она видит только очертания предметов. Рядом с ней присаживается маленькая худенькая женщина. Ей дается это нелегко – Клаудиа Шмидт (Claudia Schmidt) у нее дистрофия мышц. Обе девушки работают в Центре по поддержке учащихся с инвалидностью при Дортмундском техническом университете (DoBus).  Надин заканчивает бакалавриат по специальности “Социальная психология” и помогает слабовидящим студентам. Клаудиа – уже доктор психологических наук, на ее плечах – поддержка учащихся с психическими заболеваниями.

Другой подход, но никаких поблажек

Работа для Надин и Клаудии – смысл жизни. Они консультируют новичков в вузе, помогают им влиться в студенческое сообщество и налаживают диалог с профессорами. “Часто студенты стесняются сказать, что они плохо видят, и не просят распечатать текст крупным шрифтом или продублировать его шрифтом Брайля. Наша задача – помочь им не бояться просить то, что им нужно”, – рассказывает Надин корреспонденту DW.

Клаудиа Шмидт

Клаудиа Шмидт

Не меньшее значение имеют и льготы для студентов с инвалидностью (Nachteilsausgleich). “Речь не идет о том, что такому студенту позволено пропускать занятия. Речь идет об изменении условий, например, формы обучения или сдачи экзамена”, – поясняет Клаудиа Шмидт. Например, учащийся с агорафобией (боязнь открытого пространства – Ред.) может сдавать экзамен в отдельном помещении без посторонних людей. Также профессор может изменить письменную форму экзамена на устную или дать больше времени на выполнение заданий. При этом сложность заданий останется той же, что и для других студентов курса – здесь никаких поблажек.

Такие, как все

Клаудии Шмидт не нравится слово “ограничение” или “особенность” по отношению к таким учащимся. Она возмущается, когда ее спрашивают об отдельных спортивных занятиях для студентов с инвалидностью или про службу по обеспечению мобильности. Для нее важно, чтобы их воспринимали так же, как и всех остальных. “У нас нет специальных групп для таких студентов. Они ходят на спорт вместе с другими – просто выполняют те движения, которые они могут выполнить”. Инклюзия – принцип, которого сегодня придерживаются в немецкой образовательной системе. Ему следует и в вузах.

Между корпусами Дортмудского университета отсутствуют барьеры

Между корпусами Дортмудского университета отсутствуют барьеры

Клаудиа уже давно заметила, что только в этом случае ребята с инвалиднстью становятся более уравновешенными, самостоятельными, лучше учатся и реализуют себя в своей профессии. “Нас не надо игнорировать, от нас не надо обособляться. Инклюзия – это не история про жалость, это история про отношение друг к другу, про умение видеть человека напротив, понимать и принимать его таким, какой он есть”, – подчеркивает психолог-консультант.

Главное – доступная среда

Что касается инфраструктуры, то еще не во всех немецких вузах созданы максимальные удобства. Дортмундский университет задает здесь тон. Здесь повсюду установлены пандусы, подъемные платформы, специальные туалеты, тактильные указатели и звуковые информаторы. Все двери при нажатии на кнопку открываются автоматически.

Все кабинеты в Дортмундском университете оснащены шрифтом Брайля

Все кабинеты в Дортмундском университете оснащены шрифтом Брайля

Таблички с наименованием аудиторий оснащены шрифтом Брайля, а в лекционных залах есть специальные места для людей в инвалидных креслах. Тексты для слабовидящих можно распечатать на брайлевском принтере, есть и переводчики языка жестов. “И не надо никакой службы по обеспечению мобильности. Нужна лишь доступная среда – это когда человек с инвалидностью сам может то же, что и все остальные, и ему не надо никого дергать”, – отмечает Клаудия Шмидт.

Но университет в Дортмунде пришел к безбарьерной среде не сразу, ему понадобилось около 40 лет – ровно столько существует Центр поддержки учащихся с инвалидностью. В других вузах ситуация несколько иная. Так профессор Дюссельдорфского университета Маттиас Франц (Matthias Franz), руководитель консультационной службы помощи студентам с инвалидностью и хроническими заболеваниями, рассказывает, что ему часто приходится спорить с застройщиками, чтобы, например, добавить пандусы к старым зданиям кампуса.

В лекционных залах этого вуза пока нет и специальных столов для студентов в инвалидных креслах. Им приходится сидеть спереди – там, где стоит доцент. “На них все смотрят, им неудобно читать слайды, – делится наблюдениями помощница профессора Аннет Фербокет (Annette Verbocket). – Сейчас у нас пока только одна студентка в инвалидном кресле. Но если мы перестроим аудитории, то к нам придут и другие, так как они будут знать, что наш университет приспособлен для них”.

В Дюссельдорфском университете обучается около 500 человек с психическими или физическими нарушениями. Пятеро сотрудников консультационной службы стараются найти подход к каждому. Например, студентам с синдромом Аспергера они помогают наладить контакты с другими учащимися и реализовать свои способности. Сейчас вуз разрабатывает мобильное приложение, которое будет показывать студентам с инвалидностью, как можно беспрепятственно перемещаться по кампусу. “Мы стараемся подключать к процессу всех – ведь в обществе нужно побудить интерес к этой теме”, – уверен Маттиас Франц. Тогда, возможно, владельцы строительных фирм поверят в необходимость инклюзии и сами будут предлагать поставить пандус к зданию. Даже если это нужно только одной студентке.

  Категорія: