Мы всегда гордимся выпускниками Startup Ukraine, когда они делают шаг вперед и открывают бизнес. Один из них Влад Малащенко. Весной он выиграл грант на обучение на курсе по созданию своего бизнеса в образовательном центре для предпринимателей Startup Ukraine.
А сейчас открыл пекарню Good Bread from Good People, где работают люди с ментальной инвалидностью. Ребята пекут кексы и маффины, рядом находится сопровождающий педагог, который поддерживает, направляет и помогает. После продукция отправляется на полки кофеен или сразу к вам домой благодаря курьеру. Особенность Good Bread from Good People в том, что это не реабилитационный центр, а полноценный социальный бизнес. Ребята с нарушениями в развитии выполняют работу, зарабатывают деньги, при этом социализируются и получают удовольствие от процесса.
Мы пообщались с Владом, чтобы узнать, откуда пришла идея, как он нашел инвестиции на непростой проєкт и какие планы по развитию бизнеса.
ДОСЬЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
Владислав Малащенко, выпускник Startup Ukraine
Страница на Facebook
Возраст: 21 год
Образование: Актерское, работал в театре до сентября 2016 года. Сейчас изучает антропософию, лечебный педагог.
Бизнес: Пекарня для людей с ментальной инвалидностью Good Bread from Good People
Страница бизнеса на Facebook
Контакты для сотрудничества: +38 063-897-20-52, Владислав
Цитата:
«Если мы строим бизнес, семью, жизнь только ради своих нужд, то надо ли это вообще?»
Влад, расскажи нашим читателям: что это за пекарня? В чем ее смысл?
Я занимаюсь с людьми с особенностью в развитии. Неделю назад открыл пекарню Good Bread from Good People. Миссия нашей пекарни: дать возможность ребятам реализовать себя. Мы берем на работу людей с нарушением в развитии. Сейчас уже есть двое – Кирилл и Женя. Они круто работают, все получается.
Мы хотим, чтобы ребята приходили к нам, чтобы им было зачем просыпаться по утрам, зачем засыпать вечером, и куда идти дальше.
У таких людей в Украине судьба печальная: умирают родители и все – они больше никому не нужны. Только 10% родителей, у которых дети с нарушениями развития, знают, как с ними работать, что с ними делать. Остальные 90% особенных людей просто сидят дома. В одном только Оболонском районе живет 20 000 таких людей и людей с инвалидностью. Только в одном районе! По Киеву еще больше. Их не видно. Они не ходят по улицам, сидят дома и это грустно.
Сейчас мы только открылись, только нанимаем людей: пекарей, курьеров, сопровождающих. Активно учимся.
Какие глобальные планы по развитию пекарни?
Мой final goal – это 100 тысяч человек, 100 тысяч рабочих мест по Украине. Эта пекарня это первый этап, просто попробовать. А вообще хотим сделать Good Cafe from Good People. Надеюсь, что откроемся где-то зимой и что найдем на это деньги. Хочу, чтобы там была полная инклюзия. Чтобы можно было прийти, выпить чашку кофе, съесть чего-то вкусного и пообщаться с этими особенными ребятами, узнать как у них дела.
Сначала открыться в Киеве. Потом пойти в большие города: Днепр, Харьков, Одесса, Львов. Далее, чтобы пекарня и кафе открылись в каждом городе Украины. В моих планах сделать еще цветочный магазин, сделать столярный цех, но тут есть нюансы, так как в такой работе можно порезаться, нужна особая техника безопасности. Это на будущее, мы еще думаем, как все устроить.
Ремесло должно быть терапией. Не только, чтобы человек пришел, отработал смену и ушел. Чтобы лечился тем, что делает.
В случае с пекарней, работа с тестом терапевтическая. Люди чувствуют себя спокойнее, увереннее.
Влад, а как появилась идея создать пекарню? Почему социальный бизнес?
Когда выиграл грант на обучение от Startup Ukraine, я долго думал. Мне хотелось решить эту боль: для детей особенных у нас есть помощь и государственная и общественная, и много людей будто в этом разбирается, но для взрослых, кроме реабилитационных центров, которых в Киеве около 4-5, ничего нету. Они просто доживают свои года. Все остальным людям не то, чтобы все равно, они просто этого не видят, поэтому боли нет.
У особенных людей нет амбиций для реализации себя, и они просто ждут, пока их пригласят на работу. И это нормально, потому, что они выросли в такой среде, где их всюду приглашают.
Проблема пришла просто с болью.
В Украине есть кондитерские, пекарни, куда приходят особенные люди и пекут хлеб. Но особенность в том, что мы не просто печем, а еще и даем зарплату, продаем продукцию. У нас социальное предпринимательство. Мы не просто реабилитационный центр, где ребята пекут маффины, мы делаем, что-то большее и даем возможность заработать себе на жизнь.
Плюс элемент социализации таких ребят и трудотерапия.
В мире это нормальная практика. В Швейцарии есть завод по изготовлению музыкальных инструментов, где работают люди с синдромом Дауна. Они выполняют монотонную работу, которая им нравится, под контролем сопровождающих. Они чувствуют себя нужными, потому, что рядом люди, которые проявляют к ним чувство эмпатии, и тебе есть зачем жить.
Считаю, что если мы не будем помогать друг другу, то кто сделает это еще? Если мы строим бизнес, семью, жизнь только ради своих каких-то нужд, то надо ли это вообще?
Какой был алгоритм работы для запуска бизнеса: от того момента, как пришла идея, ты сделал первый шаг и до первых дней работы пекарни?
Когда я учился в Startup Ukraine, я понял, что уже надо идти вперед, нельзя уже дальше ходить на пары, нужно продавать. Я просто сделал дома банановые кексы, принес на пару, один порезал, раздал ребятам и сказал: «А еще один продается!». Ко мне просто подбежали, пополам разделили и унесли. Так до конца учебы у меня постоянно были какие-то заказы. Всем все нравилось.
Я не пекарь и научился печь потому что понял: мне нужно в этом разбираться для будущего дела.
Потом были вопросы с инвесторами. Для запуска бизнеса все равно нужны какие-то деньги. Ведь у нас не просто услуга, у нас производство. Все это достаточно дорого стоит. Я начал искать инвесторов, начал все считать. Повезло, что на Startup Ukraine появилось очень много связей, людей которые были готовы в чем-то помочь. Они до сих пор мне в чем-то помогают, хотя бы советом или чем-то еще, они рядом. Так как тоже видят в этом смысл.
Я окончил курс Startup Ukraine, у меня появилась одногруппница-инвестор и она мне предложила вложить деньги в мою идею. Я получил инвестиции. Очень долго искал помещение, нашел, на следующий день заключили контракт и все.
За прошлую неделю мы закупили оборудование, тестировали, пробовать печь, налаживать процессы. Главное сделать первый шаг и идти на какие-то риски.
Влад, социальный бизнес – не простая среда. Анализировал ли ты риски?
Всегда есть риски, что мы через 2 месяца закроемся, у нас ничего не будут покупать, и люди не будут понимать, что это такое.
Мы понимаем, что покупка нашей продукции, со знанием от кого она – это очень тяжело. Людям легче пойти в супермаркет и купить себе булочку такую же, но дешевле. Для них нет особенных людей: «А кто такие особенные? Вдруг у них там слюна идет?», и так далее.
Для людей это высокоэмоциональная тяжелая покупка. Вот они купили и все. У них, как камень с души упал. Возможно, они больше никогда не будут покупать, в принципе как это и происходит.
Мы понимаем, что такой риск есть.
Надеемся, что у нас все получится, и мы будем долго и счастливо работать. Но даже если нет, то мы будем рады, что попробовали, что у нас были такие ребята, которые смогли попасть в эту атмосферу хотя бы на какое-то время, что у них появилось место, куда они рады приходить, и где им рады.
Влад, а как подбираете персонал для пекарни?
У нас есть HR, он работает в реабилитационном центре, и у него таких ребят очень много. Сначала он подобрал простых ребят, которые смогут сами добираться, без особых требований. Подобрал сопровождающих для ребят.
Кто такие сопровождающие?
Это коррекционный педагог или лечебный, который весь день находится с ребятами и контролирует процесс. Вот сегодня у нас на смене Женя и Настя, как сопровождающая. Настя за весь день может даже не притронуться к тесту, только помогать, следить, направлять в нужное русло.
Сколько человек в команде сейчас?
Шесть человек, но мы хотим больше. Я хочу, чтобы особенных людей было столько же, сколько и обычных. Мы были на равных.
Сейчас я как CEO, есть Паша – он HR, но в то же время выполняет много других функций, есть Настя на должности сопровождающей, но в то же время она может ездить со мной на закупки, помогать. У нас сейчас все коллегиально, мы помогаем друг другу.
Как планируешь развивать маркетинговую составляющую?
У нас пекарня сейчас B2B. Планируем поставлять нашу выпечку в кофейни, а кофейни уже людям. Там будет наш стенд, с информацией и продукцией. Понятно, что будет SMM и PR. Все вроде бы стандартно, но будем стараться развиваться. В октябре нам нужно продавать уже 60 маффинов в день.
Какой ассортимент пекарни, чем будете радовать?
У нас будут две основные позиции – это кексы и маффины. Главный – банановый кекс, я таких в Киеве не видел, он будет весить килограмм. Плюс будут сладкие маффины, к примеру, шоколадные, и несколько позиций соленых маффинов. Сейчас все разрабатываем.
Влад, посоветуй, как не побоятся начать свое дело и сделать первый шаг?
Главное понять, что ты делаешь. Лучше 30 раз подумать, прежде чем сделать первый шаг. Потому, что не все предприниматели.
Сейчас в Украине очень много предпринимателей. Все хотят стать главными. Мне кажется, что это не правильно, так как должны быть специалисты еще. Их все меньше и меньше. Ребята, которые выпускаются из ВУЗов – 70% профнепригодны, они не знают о профессии ничего, идут работать и только потом становятся кем-то.
Поэтому советовал бы подумать над миссией. Если бизнес о деньгах – не знаю, что советовать. Не вижу смысла открывать в Украине бизнес о деньгах.
Влад, наш блог читает много наших выпускников, предпринимателей, владельцев бизнеса. Ты можешь пригласить к сотрудничеству со своей новой пекарней Good Bread for Good People.
Конечно! Кроме B2B будет и B2C. Можно будет заказывать продукцию на дом, будет такая тема, как «Подписочный хлеб»: заказываете, к примеру, в понедельник, среду и пятницу на шесть вечера хлеб и вам месяц его привозят.
Хотим сотрудничать с кофейнями, ресторанами. Поэтому, если читателей есть, кто бы хотел с нами работать – свяжитесь со мной!
Влад, спасибо за искреннюю и содержательную беседу. Желаем, чтобы Good Bread for Good People активно развивалась и твои цели были достигнуты.
Хотим тебя попросить вот о чем: в этом году Startup Ukraine исполняется 5 лет. Возможно, есть что нам сказать, посоветовать?
Помню себя до Startup Ukraine и после. Помню, как менялось сознание в то время и до сих пор меняется. Это то место, где ты начинаешь с эйфории, потом приходит депрессия, а потом ты начинаешь что-то делать. Startup Ukraine – это место, куда ты можешь прийти и начать что-то делать. Получить те знания, которые помогут. Даже не открывать свой бизнес, просто прийти и там быть. Те люди, которые туда приходят учиться – успешные люди. Startup Ukraine – это такая семья. Не было бы этой пекарни, если бы я учился индивидуально и не познакомился с этими ребятами. Там люди, которые готовы помочь, выслушать, дать совет. И в тебе и твоем совете тоже кто-то нуждается.
START YOUR BUSINESS — это комплексная программа по старту своего успешного дела. За 2,5 месяца ты достигнешь большего, чем за годы до этого. Курс пошагового открытия своего дела под наставничеством практикующих бизнесменов от Startup Ukraine. Начало курса 26 сентября 2017 года Узнать больше о курсе START YOUR BUSINESS
START YOUR BUSINESS — это комплексная программа по старту своего успешного дела.
За 2,5 месяца ты достигнешь большего, чем за годы до этого. Курс пошагового открытия своего дела под наставничеством практикующих бизнесменов от Startup Ukraine.
Начало курса 26 сентября 2017 года
Узнать больше о курсе START YOUR BUSINESS
Startup Ukraine