Предложение по дерегуляции очереди на получение автомобиля через органы социального обеспечения

Предложение по дерегуляции очереди на получение автомобиля через органы социального обеспечения
22 Квітня 2015
Друкувати цю новину

robotjeepДолгие годы в Украине неразрешимой проблемой является обеспечение инвалидов первой группы, состоящих на очереди в органах социального обеспечения автотранспортными средствами.

ПРИМЕР: инвалид детства первой группы по опорно-двигательному аппарату на очереди с 2005 года. В настоящий момент в очереди под номером 364. За прошлый год очередь продвинулась на 68 человек. Предполагается обеспечение автомобилем “СЛАВУТА” за 30% от стоимости авто.

Ситуация типична для почти всех регионов Украины. И усугубляется тем, что основная масса очередников не имеет возможности пользоваться общественным транспортом в силу его почти тотальной не адаптированности для обслуживания инвалидов. Подъемников нет, архитектура остановок – непреодолимая преграда даже в крупных городах, не говоря о периферии.

Есть альтернатива: получить автомобиль согласно Закону “О гуманитарной помощи” и Закону “О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов” в виде гуманитарной помощи из-за рубежа. Освобожденный от налогообложения легковой автомобиль, ввозимый в Украину как гуманитарная помощь для дальнейшей передачи инвалидам.

Казалось бы, это действительно может быть альтернативой. Ведь любая поисковая система Интернета выдает тысячи европейских предложений на автомобили с первой регистрацией не старше десяти лет, в диапазоне цены от 1000 до 3000 евро (стоимость новой “СЛАВУТЫ”). Многие из которых не просто лучше по классу и ресурсу, но и оборудованы приспособлениями для инвалидов, которым нет аналогов в Украине. Но на практике воспользоваться этой схемой невозможно из-за длинной цепи чиновников и согласований, которые начинаются ещё в стране донора и громоздки и непроходимы на территории Украины. И воспользоваться такой схемой самообеспечения автомобилем как средством протезирования могут лишь единицы. И те вынуждены реальную сделку купли-продажи маскировать под якобы дарение с отметками в украинских консульствах и прочей волокитой с таможней и комиссиями по признанию гуманитарной помощи.

Ситуация по обеспечению авто с ручным управлением грозит зайти в полный тупик после снятия “СЛАВУТЫ” с производства.

Ведь если к обеспечению будет представлена более дорогая модель (предположительно ЗАЗ Forza цена на которую в 2.5-3 раза выше чем у “СЛАВУТЫ”) то при тех же объемах финансирования очередь будет продвигаться пропорционально медленнее. И, значит, ещё большее количество лет инвалид-опорник будет лишен возможности получать образование, трудоустраиваться, вести нормальный в социальном плане образ жизни. Потому что первой проблемой на пути этого стоит барьерная архитектура и отсутствие транспортной инфраструктуры пригодной для использования инвалидами-опорниками.

В рамках улучшения законодательства о защите прав льготных категорий населения предлагается простая схема:

1. Инвалид опорно-двигательного аппарата первой группы, состоящий на очереди в органах соцобеспечения, имеет право приобрести или получить в дар один автомобиль не старше десяти лет, с объемом двигателя не более 2800 см. Приобрести или получить в дар как на территории Евросоюза, так и на территории Украины у граждан иных стран находящихся в Украине на легальных основаниях и имеющих соответствующее оформление автомобиля при пересечении границ Украины.

2. Инвалид предоставляет в областное управление органов соцобеспечения заверенные копии документов купли-продажи или дарственной и получает от них разрешение на постановку данного авто на учёт в ГАИ с особой отметкой “без права продажи” (такие отметки практикуются и сейчас).

3. Органы соцобеспечения уведомляют региональные органы таможни о наличии автомобиля на который не был уплачен таможенный сбор в пользовании у данного инвалида.

4. По завершении постановки автомобиля на учёт очерёдность его владельца для обеспечения автомобилем за государственный счет или на льготных основаниях приостанавливается на время владения приобретенным автомобилем.

5. Инвалид имеет право бессрочно эксплуатировать такой автомобиль и по своему усмотрению прервать срок его эксплуатации путём снятия с учёта в ГАИ, но не ранее пяти лет с момента постановки на учёт. В момент снятия с учёта автомобиль остаётся в собственности владельца, в статусе транспортного средства, на которое не был уплачен таможенный сбор, и дальнейшее распоряжение им осуществляется согласно действующему законодательству.

Предлагаемая схема способна без дополнительных бюджетных затрат, а точнее при их заметной экономии, за короткий срок существенно социализировать общество и позволить большому числу инвалидов снять проблемы влекущие за собой социальную изоляцию. Внедрение этой схемы в законодательство исключительно актуально на фоне неспособности государства за счёт бюджетных средств решить данную проблему. И не гуманности государственного регулирования в данном вопросе, лишающего возможности альтернативного решения этой вопиющей проблемы для тысяч наиболее социально незащищённых граждан Украины.

Для её обеспечения достаточно постановления кабмина и нескольких инструкций делающих отчётность и учётность приобретенных автомобилей прозрачным и понятным для всех органов власти. Такая схема позволяет существенно сузить круг чиновников обеспечивающих очень простой и обычный гражданский акт. И не раздувать его значимость до задействаности в процессе дипломатического корпуса Украины. Именно по такой схеме осуществляется взаимодействие власти и инвалида в странах постсоветского пространства имеющих переходную экономику, к сожалению, не позволяющую реагировать на ситуацию за счёт средств бюджета.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Целесообразность увеличения ограничения по объему двигателя с 1800 см регламентируемое законом до 2800 см заключается в следующем:

1. Автомобили, укомплектованные двигателем объёмом до 2800 см, включают в свой модельный ряд широкий спектр моделей с повышенным внутренним объёмом кузова. В.т.ч. микроавтобусы, минивены, седаны с универсальным кузовом с повышенным объёмом багажного отделения. Эксплуатация подобного автомобиля инвалидом первой группы, передвигающимся при помощи кресла-коляски, имеет ряд преимуществ. Таких как, расширенные дверные проёмы, позволяющие существенно облегчить процесс пересаживания инвалида в автомобиль и размещение в нём коляски и иных средств протезирования. Кроме того, именно модельный ряд автомобилей оснащаемых специальной оснасткой для удобства эксплуатации инвалидом, или предназначенные для облегчения посторонней помощи лицами осуществляющими уход за инвалидом, традиционно относится к диапазону автомобилей с двигателем от 2000 см до 2800 см. Подобные подъемники, тельферы, выдвижные и ортопедические сидения не имеют аналогов в Украине, и давно и в широком ассортименте применяются в странах Евросоюза. В условиях не развитой транспортной инфраструктуры адаптированной для нужд инвалидов, это оборудование способно играть уникальную роль в целях обеспечения инвалидов доступными средствами передвижения, напрямую связанными с социальной адаптацией и трудоустройством.

Специализированным и стандартным ручным управлением также традиционно оснащаются автомобили с двигателем от 2000см до 2800 см.

2. Автомобили, укомплектованные двигателем объёмом до 2800 см, имеют более высокий эксплутационный ресурс. Что связано с повышенным запасом прочности ходовой части автомобиля и большим запасом мощности двигателя, который не задействуется в процессе постоянной эксплуатации.

3. Автомобили, укомплектованные двигателем объёмом до 2800 см, имеют повышенный коэффициент безопасности, связанный с применением конструктивных особенностей повышения прочности кузова, которые в принципе невозможно применить на микролитражных, малогабаритных автомобилях.

4. Модельный ряд автомобилей с двигателем от 2000см до 2800 см. включает в себя большой перечень автомобилей оснащённых экономичными дизельными двигателями. При равном пробеге такие автомобили дают экономию средств на топливо и ТО до 20-30%. Что очень важно для широкого круга инвалидов проживающих в Украине, которые в массе своей почти все отнесены к разряду малообеспеченных граждан.

5. Автомобили, укомплектованные двигателем объёмом до 2500 см, при прочей равной комплектации с автомобилем объёмом двигателя до 1800 см, имеют существенно меньшую рыночную стоимость. Это связано с системой установленных обязательных платежей, сборов и страховок, связанных с эксплуатацией и содержанием автомобиля принятых в странах Евросоюза.

Александр Власов
Глава Херсонского отделения Всеукраинской
общественной организации “Ассоциация
инвалидов–спинальников Украины

  Категорія: