Наталья Ивановна Турецкая, директор Тернопольского областного центра социальной реабилитации детей-инвалидов, с нуля создала городской центр реабилитации особенных детей, а потом – еще и областной. Об особенностях управленческой работы и методиках, которые будут использоваться в новом учреждении, – далее в интервью.
– В 2008 году я подготовила концепцию заведения, которое должно было называться Областным центром реабилитации детей-инвалидов. Однако на этапе проєкта все и остановилось, хоть я и пыталась вести переговоры с соответствующим министерством. Очевидно, тогда это еще было не так актуально. А вот в 2011 году Тернопольский городской совет в лице мэра поверил в то, что существование такого учреждения для реабилитации детей-инвалидов в городе очень важно, и позволил целевое использование субвенции. Так появился городской центр.
Мне удалось создать атмосферу заведения, но я не смогла обеспечить той динамики и широкого спектра функций, которые есть во многих областных центрах. Это обусловлено тем, что в городском центре ограниченные возможности: не те площади, недостаточное финансирование. Но и просить больше не было смысла, ведь в существующем помещении более широкой деятельности не организуешь.
– Вам стало тесно в стенах городского центра?
– Да, я этого не стесняюсь и точно знаю, что городской центр хорошо выполняет свою функцию в пределах максимальных нагрузок для специалистов. Но нам нужны новые методики, их большее количество, надо выявлять и задействовать больше детей из области. Ведь у нас существуют «белые пятна» – районы, удаленные от Тернополя, где есть особенные дети, но нет специалистов.
– Какие принципы работы вам хочется перенести из городского центра в новосозданный областной?
– Могу отметить один такой момент, который культивируется не в каждой реабилитационной среде. Поскольку я психотерапевт с большим опытом работы, то вся деятельность городского центра реабилитации была построена на психодинамическом подходе. Психодинамический разбор каждого клиента – это то, чем мы гордимся и что перенесем в стены нового центра.
То есть отдельно от реабилитационной программы мы еще и разбираем историю каждого ребенка с психодинамической позиции: дети являются носителями архетипов семьи, отношений родителей и так далее. Это трудная, глобальная, изнурительная работа, но вместе с тем она результативна и помогает коллективу не выгорать. К тому же так мы лучше чувствуем детей, а иногда благодаря этому интуитивно обнаруживаем настоящий диагноз. Вот, бывает, приходит ребенок, а мы понимаем, что он наверняка с аутизмом, хотя до визита к нам у него не было такого диагноза.
– Центр располагает большим зданием. Как вы будете им распоряжаться?
– Я собираюсь выделить один корпус исключительно для малышей, другой же будет для взрослых детей, то есть молодежи от 18 до 35 лет. Это замечательно, что для них можно выделить отдельное помещение, ведь они требуют иной среды. В их жизни много испытаний, поэтому дополнительные сложности, которые могут создавать им маленькие дети, просто лишние.
Конечно, для них будет создан целый цикл занятий (и отдых, и профориентация, и небольшой спортзал, и сауна). Там будут все те студии, методики, которые в принципе широко используются везде. Единственное, что все это будет иметь немного другой характер. Каждый из посетителей будет самостоятельным в своей работе.
Я постараюсь создать среду, в которой дети, прошедшие долгий путь реабилитации, перерастают в наставников и помогают другим. Это нужно нам для того, чтобы максимально социализировать ребят на случай, если отходят их родители.
– Как на создание нового центра отреагировали родители? Спешат ли записывать туда своих детей?
– Да, конечно. Уже существует очередь из желающих. Но среди родителей есть как активные, так и пассивные, которым надо помочь поверить в свои силы. Это также еще одно направление деятельности нашего центра. Работа с родителями будет вестись довольно интенсивно, поскольку нам согласовали отдельную ставку психотерапевта. Он будет работать исключительно с родителями. Ведь одному специалисту очень сложно заниматься сначала с ребенком, а потом еще и с его родителями. От этого он сильно истощается и может потом навредить себе, семье и ребенку, с которым работает.
Я искренне верю в успешность нового центра, поскольку его необходимость очевидна. Наш опыт позволит сделать его максимально современным, удобным и функциональным. Надеюсь, что будем с радостью демонстрировать его как один из самых эффективных в Украине!
Электронный журнал «Аутизм сегодня» – 2015, Январь