Дарья Лис: Не такая, как все

Дарья Лис: Не такая, как все
4 Квітня 2014
Друкувати цю новину

Дарья Лис: Не такая, как все

Когда я получила редакционное задание отыскать человека, который будет меня вдохновлять, я уже знала героя. А точнее — героиню. Судьба и жизненная позиция Дарьи Лис, белорусской журналистки, работающей в инвалидной коляске, действительно восхищает.

– Даша, а когда пришло осознание: я не такая, как дети вокруг? Наверное, это невероятно трудно, особенно в детском коллективе, которому не известны милосердие и дипломатия.

– Меня растила до четырех лет прекрасная женщина — моя прабабушка Степанида (мама-учительница вышла на работу, когда мне было девять месяцев, а бабушка и папа тоже работали), так что в детский сад я не ходила.

Зато у меня дома всегда было много подруг. Было весело, и никто не игнорировал меня из-за болезни… В первых двух классах школы, помню, мальчики всегда помогали поднимать ручки или тетради (поднять сама я не могла).

Потом училась дома… Честно говоря, лет до 12 я была уверена: мою болезнь обязательно научатся лечить продвинутые зарубежные врачи — и я смогу танцевать… Обязательно! И вот прекрасно помню тот момент, когда поняла — не научатся. Сильно плакала тогда — факт.

И именно в подростковом возрасте (лет 11-12) я совсем перестала ходить. Знакомый немец (из наших, белорусских немцев) передал нам с дальнобойщиками проворную подростковую инвалидную коляску (и конфеты, и специальное письмо для меня!) — долго не могла привыкнуть к такой технике. Игнорировала ее! А потом привыкла — и было много-много вылазок-путешествий по окрестностям. С подругами. С двоюродным братом Максом. Мы вообще с ним пережили вместе не одну авантюру!

– Что помогало держаться: какие книги, фильмы, песни, персонажи?

– Однажды мама подкинула мне книжку «Повесть о настоящем человеке». Поразило, но были и другие, более сильные книги. Позже зацепила книга Рубена Гальего «Белое на черном», скачанная из интернета. Я всегда много читала, это у нас семейное. И без музыки своей жизни не представляю… «Здесь и сейчас» люблю детективы и «Океан Ельзи». Перечитываю Булгакова и Короткевича время от времени. Люблю Алексиевич, Розанова, Рублевскую, Хемингуэя… Люблю очень многих авторов, по сути совсем разных.

Дни, что меня вдохновляют… Дом, кофе, камин (зимой), сосны (летом), солнышко утром… Мои близкие. Друзья, близкие и дальние (географически).

«Старшая» племянница Маша (младшую Танюшу пока не видела — человек родился солнечным днем 4 февраля). Дети – это действительно здорово! Приятные и неожиданные гости у нас дома летом и зимой… Путешествия! Море… Я очень люблю море, Балтику, хочу увидеть другие тоже! Париж… Все это вдохновляет, помнится и всегда оставляет теплые воспоминания в голове и сердце:)

– А правда, что на самом деле люди с ограниченными физическими возможностями — такие же, как и все? Или все-таки чем-то принципиально отличаются?

– Правда в том, что все люди — разные. И если человек — гениальный программист или просто хороший бухгалтер, то стоит ли обществу его терять ТОЛЬКО из-за специфического способа перемещения в пространстве? Нелогично и непродуктивно, мне кажется. Безусловно, инвалидная коляска — дополнительная проблема в жизни. Безусловно, без поддержки семьи и друзей людям бывает нереально трудно справиться с элементарными бытовыми вещами. Мы живем не в Германии, Канаде или даже Польше. Наши социальные гарантии недостаточно хороши, и болеть совсем не просто. Для колясочника сразу же возникает 1000 и 1 барьер и барьерчик, сразу же за порогом дома (квартиры). Это сильно напрягает. Это дополнительный стресс. И все же в жизни практически любого человека находятся позитивные моменты. Для баланса.

– А когда вы поняли, что на самом деле вы такая же, как и все?

– Э, нет! Я не такая, как все. Мои 37 кг сумасшедшинок и фишек выдержит далеко не каждый! Экстраверт. Весы. Максималистка. Временами делаю глупости, не подумав (и долго потом достаю себя и окружающих самоедством!), иногда вечером отказываюсь от решений, принятых утром. Я бываю счастливой тогда, когда все успеваю и все делаю более-менее правильно. Хорошо работаю и хорошо отдыхаю.

– Что проще: чувствовать свою избранность или знать, что ты — ничем не отличаешься?

– Каждый человек уникален! Избранные — это Бетховен, Шагал или Фрида Кало… Мне просто хочется быть собой. Уметь радоваться каждому новому дню. Чаще улыбаться. Поддерживать близких и друзей. Путешествовать. Любить. Работать. Открывать для себя что-то новое.

– Школа, институт, взрослая жизнь — что было самым запоминающимся, самым счастливым, самым сложным и самым непонятным?

– Школа — самое интересное и беззаботное время, наверное… Самое непонятное и сложное — получение высшего образования. Я и сегодня не понимаю, почему человек на инвалидной коляске с мозгами, что адекватно работают, не может получить нормальное высшее образование. С применением знаний на практике в нашей стране возникают проблемы не только у колясочников.

– Как в вашу жизнь пришел белорусский язык? Почему вы из различных языков выбрали именно белорусский? Было ли вам тяжело — наверное, друзья и знакомые вокруг говорили по-русски?

– Хотя я не смогла поступить в Лингвистический университет (отсутствие лифтов и заочного французского отделения в 1999 году), мне удалось поступить на факультет белорусской филологии и культуры БГПУ имени М. Танка.

Учиться там было не очень интересно, но я благодарна судьбе и универу за некоторых замечательных преподавателей (особенно светлой памяти Тамару Трипутину!) И за дружбу-знакомство с Галиной Зыряновой и Кристиной Витушко. Благодаря этим двум девушкам я и стала говорить по-белорусски не только дома. И ловлю кайф от красоты нашего языка. Русским тоже пользуюсь, безусловно, но в основном как иностранным. Язык межнационального общения, раз уж отношения с английским не складываются.

– Что помогает вам оставаться стопроцентной оптимисткой?

– А я далеко не стопроцентная оптимистка, к сожалению.

Но помогает, наверное, прежде всего — работа. Она у меня есть, и она у меня — любимая. Я – журналист.

Есть две такие интересные женщины — Галина Матюшенко из Минска и Алла Шитикова из Залесья. Которые решили создать Залесский социально-деловой центр и провести у нас и вместе с нами — жителями Залесья – ряд достойных проєктов. Обо всем этом рассказывает наш обновленный сайт, хотя обо всем рассказать невозможно. Фишка в том, что Залесье — знаковое местечко. Здесь находится усадьба М.К. Огинского, есть версия, что именно здесь был написан знаменитый полонез «Прощание с Родиной». Местечко знаковое, но… тут работы непочатый край, особенно в связи с развитием агроэкотуризма и скорым юбилеем Огинского.

– О чем вы мечтаете? Свершится ли то, о чем мечтается?

– Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах… Но иногда мечты сбываются самым неожиданным способом — правда!

– Даша, скажите что-нибудь тем мамам, которые находятся перед трудным выбором: рожать ли, воспитывать ли в семье больного ребенка? Что можно им сказать, чтобы сделать этот выбор правильным, легким и счастливым?

– Пока я не мама и вовсе не уверена, что смогу ею стать. Быть хорошей матерью — это действительно сложно… Поэтому переадресовываю вопрос своей маме (и самому надежному в жизни своему другу).

Моя мама — замечательный человек и филолог от Бога. Так получилось, что она раньше времени бросила любимую работу, чтобы поддержать меня после сложной, но жизненно необходимой операции. Иначе было бы трудно выбраться и выздороветь. Нет, я не могу говорить о маме, а о папе не сказать.

С самого детства родители поддерживают меня изо всех сил и относятся ко мне при этом как к обычной девочке, теперь — как к взрослой женщине со своими взглядами на жизнь. Им все интересно, их можно подбить на авантюры, они классные собеседники, так что мне с ними повезло.

Ответ? Все люди разные. Каждый делает свой выбор. Этот выбор не может быть простым, но это твой выбор и твой ребенок.

Анна СЕВЕРИНЕЦ

МИОПАТИЯ.BY

  Категорія: