АутХаус – поселение для людей с аутизмом в Украине

АутХаус – поселение для людей с аутизмом в Украине
21 Травня 2013
Друкувати цю новину

АутХаус – поселение для людей с аутизмом в УкраинеСогласно принятой Международной классификации болезней, детский аутизм является общим нарушением развития, которое затрагивает психику ребенка. Прежде всего, нарушается потребность в общении и способность к социальному взаимодействию. Если у ребенка действительно выявляется аутизм, то родителям нужно осознать, что это на всю жизнь.

Сегодня у людей с таким недугом, достигших совершеннолетия, жизненный выбор невелик. Жить на иждивении у родных или отправляться в закрытые специализированные государственные учреждения. Но не нужно впадать в панику и смотреть на будущее как на беспрерывную трагедию. Известно много случаев успешной социальной адаптации, когда люди с аутизмом добивались высокого социального и профессионального статуса. Примером могут служить профессор ветеринарии Тэмпл Грандин (США), общественный деятель Ирис Юхансон (Швеция), писатель Донна Уильяме (Австралия). Однако если ничего не делать, то с возрастом милые причуды малыша станут уже неадекватными и их будущее несложно спрогнозировать.

С такой ситуацией не согласилась мать десятилетнего Миши, Наталья, основавшая вместе с группой родителей, чьим детям был поставлен диагноз, и медиков-специалистов, благотворительный фонд «Цветы Жизни». Главной причиной основания фонда явилось отсутствие в нашем городе учреждений, специализирующихся на проблемах детей исключительно с заболеваниями аутистического спектра. Они решили создать место, где дети с такими заболеваниями могли бы чувствовать себя комфортно. Такие центры, где взрослые с нарушениями развития живут и работают самостоятельно при поддержке специалистов, за рубежом являются обычной практикой. Так, уникальным опытом являются социальные деревни для таких особенных людей.

Впервые в Украине с благословения Высокопреосвященнейшего архиепископа Изюмского и Купянского Елисея и при активном участии Волчанского благочинного протоиерея Иоанна и администрации Волчанского района, а также священников молодежного отдела Изюмской епархии, протоиерея Игоря Клименко и иерея Вячеслава Коваля, проєктируется поселение «АутХаус Українка» для детей с аутизмом. Стараниями благотворительного фонда «Цветы Жизни» на территории Волчанского района уже сейчас ведется работа над этим проєктом, который даст возможность для подростков и взрослых людей жить вместе, развиваться, учиться самостоятельности. Проєкт предусматривает создание гарантий достойной жизни человеку с ограниченными возможностями тогда, когда он взрослеет и по той или иной причине уже не может жить в семье, а также после смерти его родителей. Планируется создать трудовой и жилой комплекс, на территории которого будут размещаться как ремесленно-производственные мастерские, так и места для поддерживаемого проживания людей с таким заболеванием. Жизнь в комплексе предусматривает также организацию досуга в зависимости от внутренних, духовных потребностей человека, его интересов и увлечений.

Сейчас фонд насчитывает 60 семей, поэтому комплекс рассчитывается на 50 воспитанников. В его структуре планируется 5 жилых домов, для 10 проживающих воспитанников в каждом, с учетом психологической совместимости, личных симпатий и интересов, поведенческих особенностей. Неоднородный состав группы позволит облегчить уход за наиболее сложными воспитанниками и даст возможность людям с более сохранным интеллектом почувствовать себя полезными членами коллектива. Обязательно предусматривается комната для дежурного. Комплекс должен быть полностью огражден, чтобы ограничить свободное перемещение воспитанников, поскольку очень велика вероятность того, что кто-то из них может просто потеряться за пределами поселения. В этом году в Коростышевском районе Житомирской области пропал 9-летний мальчик, страдающий аутизмом. Следует понимать, что детский аутизм характеризуется нарушением общения. Ребенок действительно может легко подойти к постороннему человеку и в то же время он может вообще не замечать людей, обращая внимание только на вещи, обстановку. Его может отвлечь любой предмет. Трудно сказать, как бы вел себя ребенок или взрослый, страдающий аутизмом, оказавшись один в неизвестной местности. Потому огороженной будет даже школа, ворота будут закрываться при каждом заходе воспитанников в начале учебного дня и в конце.

Важной задачей является проєктирование специальной коррекционной школы с учетом нужд и потребностей детей с ограниченными возможностями. Здесь педагогических ходов уйма. В основе жизни ляжет четкий устоявшийся режим дня, суток, недели, года. Утро у воспитанников состоит из множества повторов. Они необходимы для того, чтобы детям было проще воспринимать и запоминать происходящие события.

Но главное для педагогов — рассмотреть в ребенке потенциал. Можно сказать, что внутри каждого из этих детей есть полноценный человек, а болезнь или что-то еще мешает этого человека рассмотреть.

В общеобразовательных школах к детям, даже условно здоровым, не замечается индивидуальный подход, а для детей особенных не предусмотрена программа в принципе. Ситуация в стране в этом плане тяжелая, в обычных школах для таких детей нет будущего, обучать их просто отказываются. Поэтому в проєктируемом комплексе такая вспомогательная школа просто необходима, чтобы к ребенку присматривались, работали с ним, выявляли его главные способности и искали бы пути их развития. Постепенно в каждом ребенке будут стараться найти что-то, при помощи чего он может выразиться. И это и есть социальная терапия.

Будут обязательно предусмотрены факультативы. То есть в первой половине дня дети будут обучаться в классах общим предметам, а так же учиться работать в облегченных вариантах мастерских, а во второй половине дня дети буду распределяться по профильным классам, согласно их интересам и способностям.

На территории этой деревни будут располагаться ремесленно-производственные мастерские, творческие студии. В основу деятельности большинства мастерских положены технологии традиционных ремесел, что позволяет сочетать творчество с несложными технологическими процессами. Это и гончарное ремесло, то есть керамическая мастерская с печкой, и ткацкая мастерская, где подростки будут учиться ткать полотна своими руками, и техника «батик». Так же будет предусмотрена мыловарня, где можно проявить фантазию и развить свое обоняние, так же свечная мастерская. Планируется полиграфическая студия, поскольку есть дети, которые отлично работают с компьютером, хорошо рисуют. Мастерские смогут частично обеспечивать жизненные потребности проживающих в деревне. Правильный подход к индивидуальным возможностям каждого человека, поиск для него того вида профессиональной деятельности, в котором он будет успешным, позволят со временем подыскать вид профессиональной деятельности для подавляющего большинства из них.

На территории деревни планируется свое подсобное хозяйство: птицы, куропатки, куры. Исследования давно показали, что общение с животными оказывает положительное воздействие на психологическое состояние детей больных аутизмом. Дети любят животных, и им нравится проводить с ними время. Контакт ребенка с животным помогает ему со временем наладить общение с людьми. Даже здоровые люди после общения с животными чувствуют себя намного лучше — они избавляются от депрессии, унылого состояния, пребывают долгое время в хорошем настроении и крепко спят. Тем более сельское хозяйство даст возможность людям с отклонениями самих себя прокормить и обеспечить. Естественно, с раннего детства таких детей будут приучать к работе в огороде своими руками, разводить растения и продукты питания. Планируется даже построить свою пекарню.

Очень важно, чтобы поселение располагалось в экологически чистом месте. В настоящее время агрессивные факторы окружающей среды следует рассматривать уже как одну из причин развития аутизма и болезней аутичного спектра у большого количества детей. Лавина токсинов из окружающей среды, обрушивающаяся на всех нас, становится сильнейшим стрессовым фактором для ребенка. Негативное воздействие оказывает загрязнение воздуха вблизи оживленности транспортного движения, а также промышленные объекты, железнодорожные узлы и т. п. Потому комплекс должен находиться в благоприятном месте — за городом или вдалеке от промышленных зон города — но не совсем изолировано. Лучше всего, чтобы поездка от Харькова к комплексу занимала около часа. Это даст возможность приглашать для консультаций специалистов, волонтеров из города. Специалист/волонтер не будет вынужден оставаться в поселении круглосуточно, поскольку в противном случае человек лишается собственной личной жизни, пространства для отдыха, выгорает как специалист и как человек. Близость к городу позволит избежать усталости требуемых для работы в «АутХаусе Українка» специалистов/волонтеров.

Для функционирования консультационного центра важна простота в том, как добраться до «АутХаус Українка» и родителям с детьми и специалистам желающим приехать на обучение.

Проєкт при относительной отдаленности от города и других поселений сможет в полную силу реализовывать свою задачу в социализации и обучении воспитанников. Работать с ними, общаясь при поддержке родителей/волонтеров/специалистов с внешним миром, например, приезжими на хутор, чтобы приобрести изделия, сделанные в местных мастерских, органические продукты, производимых в «АутХаусе», мини-кафе (изделия пекарни).

Осуществление этого инновационного начинания позволит вплотную приступить к решению такой социально значимой задачи, как обеспечение профессионального и социального будущего взрослых людей с психическими нарушениями. Оно приведет к облегчению участи семей, членами которых эти люди являются.

В задачу входит забота о будущем детей-аутистов еще издалека. Детей всему нужно обучать долго и постепенно, приучать к будущей местности его проживания частыми выездами с родителями и волонтерами в пока строящееся поселение. Каждый ребенок будет привыкать к воздуху, к окружающей среде, к природе, к земле, на которой он будет впоследствии себя обеспечивать сам. Группа семей, которые участвуют в проєкте, готова начать периодически выезжать уже этим летом, чтобы приучать к местности детей.

Проєкт «АутХаус Українка» рассчитан для детей только Харьковской области с тем расчетом, чтобы другие области тоже делали прорыв в социальной заботе о людях, страдающих аутизмом и синдромом Аспергера.

Если распространять информацию о подобных проєктах, то вместе общими усилиями удастся увеличить продолжительность жизни людей с умственными отклонениями, улучшить их психологическое и физическое состояние, сделать общество более здоровым благодаря милосердию, и таким образом, в служении другим, помочь самим себе стать лучше.

Аделина Волина,
молодежный отдел Изюмской епархии

Официальный сайт проєкта «АутХаус» – http://camphill.fl-life.com.ua/

Структура «АутХаус», Українка

 

Консультационный центр (дети)
• Консультация семей, где растут дети с аутизмом, синдромом Аспергера
• Обучение родителей
• Обучение специалистов, волонтеров
• Проведение семинаров/тренингов по вопросам аутизма, инклюзивного образования, самостоятельной жизни инвалидов

Школа (дети школьного возраста)
• Школа для детей с аутизмом и синдромом Аспергера
• Программа общеобразовательной и вспомогательной школы

Центр подготовки к самостоятельной жизни (для подростков и взрослых)
• Обучение в течении1-2 месяцев,возможно с одним из родителей
• Навыки самостоятельной жизни
• Получение трудовых навыков в мастерских

Поселение для постоянного проживания (для лиц, оставшихся без опекунов)
От 2-х домов по 11 человек воспитанников и 2-3 преподавателя/волонтера/родителя под одной крышей
• Проживание
• Обучение самообслуживанию
• Обучение и работа в мастерских
• Получение специальности
• Посещение занятий в классах
• Работа с животными и в огороде
• Шефство над «младшими»

Административно-волонтерский отдел
• Поиск, подбор, обучение волонтеров, персонала
• Поиск источников финансирования
• Курирование индивидуальных программ, проєкта «Окно в мир»
• Программа обмена опытом с родственными организациями
• Организация акций и кампаний по информированию общественности
• Проведение фестивалей, ярмарок

Окно в мир
• Хутор в Слобожанском стиле с часовней
• Магазин производимых товаров
• Мини-кафе
(для обучения взаимодействию и социализации)

Молодость не равнодушна!

  Категорія: