Юля Вебер и Юлиана Скибицкая побывали в обычной киевской средней школе, в которой в начале нынешнего учебного года появились инклюзивные классы.
Большая перемена — всегда любимое время школьников. Старшеклассники подчеркнуто спокойно ходят по коридорам, лавируя между младшими, которые увлеченно играют в квача и могут снести кого-угодно.
Двойняшки Маша и Миша из 3-А класса играют вместе со всеми. Маша толкает коляску, на которой сидит Миша, он едет, усиленно работая руками, разгоняя свой транспорт, чтобы догнать товарищей.
У Маши и Миши детский церебральный паралич (ДЦП). Маша ходит сама, Миша ездит на коляске. Они учатся в инклюзивном классе в 140-ой школе Святошинского района. Детей с инвалидностью здесь начали принимать только в этом учебном году.
Математика
— Так, стали всі рівненько. Доброго дня діти! Сідаємо.
В 3-А урок математики.
Двойняшки Миша (на переднем плане слева) и Маша (на заднем плане слева) учатся в в инклюзивном классе в киевской школе №140 в Святошинском районе
Как и двадцать лет назад, школьники стоя здороваются с учителем. Некоторые такие невысокие, что едва выглядывают из-за парты.
Миша тоже стоит, опираясь руками на парту. Мишина коляска сложена в углу класса – каждый раз, перед уроком и после, его мама Юля помогает сыну пересесть. Позже она пошутит, что ухаживать за детьми в школе – это ее работа.
— Настрій на урок візьмемо, працювати розпочнемо, — нестройно выводит хор детских голосов.
Перед уроком Мишина мама Юля (на фото — в центре) помогает сыну пересесть из коляски за парту
Класс, в котором ученики проводят целый день, выглядит намного современнее, чем двадцать лет назад. Парты здесь удобные, с выемкой на уровне груди – чтобы спина у детей всегда была ровная и не болела. В дополнение к обычной доске есть еще электронная, на которой с ноутбука транслируются задания на урок. Такие доски есть почти по всей школе, рассказывает завуч Юлия Кисиль.
— Міша, як знайти невідомий додаток? – спрашивает учительница, показывая указкой на доску.
Миша тянет руку, чтобы ответить «як знайти невідомий додаток»
Обаятельный Миша чуть-чуть приподнимается за столом.
— Треба від суми відняти відомий додаток, — отвечает Миша, но последнюю слова он произносит уже хором со всеми. Каждый тянет руку и хочет отвечать, некоторые даже немного подпрыгивают на стуле. А потом кто-то не выдерживает и кричит ответ.
— Молодець, Міша, тримай, — учительница протягивает ему картонные жетоны. Это – «медали» за правильные ответы.
С- сосредоточенность. Урок математики в 3-А классе
— А почему Миша и Маша сидят на разных партах? Это их специально рассадили, чтобы не мешали? – спрашиваю у завуча.
— Нет, — почему-то смущается она. – Это они сами так сели.
— Що ми маємо зробити, щоб знайти корінь рівняння, Маша? – спрашивает у Мишиной сестры учительница.
Маша молчит. Может, стесняется, а может не знает правильный ответ. Скорее всего, первое – уже потом, по ходу урока, она будет все время правильно отвечать. И выйдет к доске решать уравнение.
Маша немного подумает, а затем выйдет к доске решать уравнение
Под конец урока в класс заходит мама Юля. Учительница кивает на Мишу и Машу – дети сегодня молодцы, хорошо отвечали и заработали много медалей. Миша хитро прищуривается, а Маша улыбается, они оба внимательно меня рассматривают – от смущения в начале урока у Маши вообще ничего не осталось.
— Привет, Миша. Ну, давай, жми сильнее! – говорю я, протягивая Мише руку и тут же жалею об этом: хватка у него железная. Юля рядом укоризненно качает головой – что ты делаешь Миша, это же девочка.
— Урок мне понравился, хороший был урок, я очень люблю математику, — Миша выразительно жестикулирует. Мама рядом продолжает кивать головой – ну да, любит он, конечно.
Маша улыбается после урока, получая за правильные ответы картонные «медали»
— А я больше украинский язык люблю!
— У нее просто почерк каллиграфический, вот она и любит писать. А я пишу не очень!
Миша часто перебивает сестру, ему очень хочется рассказать, как он любит математику, а еще «читання»!
Миша из всех предметов больше всего любит математику и чтение
Эта школа – первая, куда двойняшки пришли в полноценный класс. Раньше они учились дома. Здесь у них есть друзья – Миша сидит с Региной, а Маша с Соней, они дружат. И делятся друг с другом конфетами.
Дети
— Мне, наверное, скоро тут шкафчик выделят, — говорит Юля, когда мы выходим в коридор в начале следующего урока. Юля регулярно в школе – без ее поддержки детям все таки было бы тяжело. Мишу нужно снять с коляски, посадить на коляску – парты невысокие, поэтому сидеть за ними в коляске мальчик не может. В перерывах между этим Юля читает книжки.
Диагноз ДЦП Мише и Маше поставили в четыре месяца. Юля об этом рассказывает коротко – дети недоношенные, врачи их неправильно выхаживали.
«Мне, наверное, скоро тут шкафчик выделят», — говорит Юля
— Что вы чувствовали, когда услышали этот диагноз?
— Ну конечно же не обрадовалась. Как вы думаете, что может чувствовать человек, когда слышит такое? – резко отвечает она. Потом смягчается. – Мне в 11 месяцев сказали, что тянуть дальше уже нет смысла, но я инвалидность не оформляла лет до двух. У нас десять лет не было детей. Поэтому какие могли быть эмоции. Мы все женщины, мы все понимаем.
К трем годам Маша стала ходить, ее отдали в частный детский сад. Миша ходить пока не начал – так бывает, что диагноз по-разному проявляется у каждого. Юля рассказывает, что дети очень хотели в школу.
Мама Юля рассказывает, что Миша и Маша очень хотели в настоящую школу
— Они у меня очень социальные, мы их дома не держим, — рассказывает она. До третьего класса дети вынужденно были на домашнем обучении – в прошлой школе не было условий, чтобы ходить в класс со всеми.
Юля несколько раз подчеркивает, что детей они стараются «не выделять». Точно так же ругают за непослушание, точно так же заставляют убирать за собой. В этом плане Юля даже очень строга, признается она сама – говорит, что муж даже просит «полегче».
Когда Миша и Маша ходили на подготовительные для школы курсы, где-то на третьем занятии другие дети начали говорить, что Маша – глупая, а Миша – «инвалидик». Маме они об этом сказали не сразу. Только потом Миша подошел и сказал, что его назвали «инвалидиком», и ему было за это очень обидно.
Юля в разговоре несколько раз подчеркивает, что детей они с мужем стараются «не выделять». Точно так же ругают за непослушание, точно так же заставляют убирать за собой. На фото: Маша и Миша
— Естественно, это было с подачи родителей. Если дети все вместе играли три занятия, и все было хорошо, то потом, наверняка, начались какие-то разговоры на кухне, — говорит Юля.
Мише она посоветовала в следующий раз отвечать так: «Я вылечусь и буду ходить, а ты всегда останешься придурком».
Юля уверена, что только так нужно готовить своих детей к беспощадному миру социума.
Миша сидит с Региной, а Маша — с Соней, они дружат. И делятся друг с другом конфетами
Юля в разговоре вспоминает, как на детской площадке мать вытирала своему сыну и без того чистые руки после того, как тот играл с мальчиком-аутистом.
Школа
В этой школе ни Мишу, ни Машу, «инвалидиками» не называют. И Юля, и директор школы Оксана Семенюк пока осторожно говорят о результатах работы инклюзивного класса. [репортаж делался в начале осени — ред.].
— Их воспринимают как своих, хотя честно – я очень переживала, — рассказывает Семенюк.
Одноклассники Миши и Маши на уроке
Всего в школе три инклюзивных класса, в каждом – один или два ребенка с инвалидностью.
Все они – дети-колясочники. Семенюк рассуждает, что возможно, это связано с тем, что в школе для них есть все условия – пандусы, лифт.
Это и стало главной причиной, почему школа решилась на инклюзивные классы – в прошлом учебном году закончилась реконструкция, и школа получила почти полноценную безбарьерную среду.
Разминка в 3-А
Родителям рассказали о внедрении инклюзивных классов в начале учебного года, на собрании.
Директор несколько раз говорит, что у школы нет какого-то отдельного инклюзивного статуса. Школа как школа.
В минувшем учебном году закончилась реконструкция, и школа получила почти полноценную безбарьерную среду
На перемене Миша и Маша опять играют в квача. Миша заливается хохотом, потеет, кричит, а от застенчивости Маши не остается и следа.
Сharitum