«Создание комплексной системы внедрения инклюзивного обучения для преподавателей средних и высших учебных заведений»

«Создание комплексной системы внедрения инклюзивного обучения для преподавателей средних и высших учебных заведений»
4 Квітня 2012
Друкувати цю новину

семинар27 февраля 2012 года в Алчевской Украинской гуманитарной гимназии состоялся семинар «Создание комплексной системы внедрения инклюзивного обучения для преподавателей средних и высших учебных заведений» (в рамках программы «Создание комплексной системы внедрения инклюзивного образования для преподавателей средних и высших учебных заведений согласно Конвенции ООН про права инвалидов» – проєкт «Развитие гражданского общества», который реализуется программой развития ООН в Украине при финансовой поддержке Министерства иностранных дел Дании).

Особенность данного мероприятия заключалась, прежде всего, в том, что на этот раз среди его участников были представители не только средней и высшей школы, но также слушатели института последипломного образования. Что хотелось бы отметить? Вначале семинара, если так можно выразиться, аудитория была несколько закрыта и зажата.

Но благодаря профессионализму модераторов, их умению наладить контакт при помощи тренинговых упражнений, занятий и даже некоторых оздоровительных методик буквально через пару минут работа пошла полным ходом.

Руководитель отдела по вопросам инклюзии и реабилитации студентов с особыми образовательными потребностями, доцент кафедры физической реабилитации и валеологии Луганского национального университета имени Тараса Шевченко, кандидат медицинских наук Ирина Клименко обратилась к присутствующим со следующими словами:

«Уважаемые коллеги! Вы знаете, на протяжении моей довольно длительной медицинской и педагогической деятельности я часто выступала с лекциями относительно физического, психического и духовного аспектов здоровья, думаю, вы также уделяли внимание данному вопросу, ведь многие из вас являются помимо преподавателей основного предмета ещё и учителями дисциплины «Здоровье человека и безопасность жизнедеятельности». И зачастую недопонимание и сложности возникают именно в формирования понятия «духовности».

Безусловно, у каждого педагога есть своё видение, подход, понимание, но сегодня я хочу донести до вас абсолютно новую истину, которая поможет вам не только в работе, но и сформирует иные жизненные ориентиры, чтобы вы могли передать их своим родным, близким и, конечно же, ученикам. Давайте рассмотрим следующую ситуацию: ни для кого не секрет, что знание английского языка в нашем обществе ещё недостаточно развито, и вот к вам обращается гражданин Америки, что вы испытываете в этот момент? Растерянность? Неуверенность? А может НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ? Неполноценность, на самом деле ужасное слово! Вот только языковые барьеры, не смотря ни на что, не делают нас изолированными или сильно уязвимыми, а вот если у человека проблемы со здоровьем, психические отклонения на него смотрят, как на того, кто не может быть среди других людей, не достоин включения в образовательные, социокультурные, развивающие программы. Скажите, о какой же духовности тогда может идти речь?

Наши дети воспринимают человека в инвалидной коляске или с тростью в руке, как пришельца с другой планеты, и при непосредственном контакте в лучшем случае испытывают жалость, а в самом худшем шок и агрессию. Почему так происходит? Потому что мы взрослые не прилагаем усилий, к тому, чтобы объяснить им, что все люди равны в своих правах и возможностях, и не имеют никаких отличий, более того мы сами находимся под властью стереотипов, ошибочных оценочных суждений, комплексов.

Организаторами сегодняшнего семинара, как вы знаете, является Луганская областная молодёжная общественная организация «Ассоциация молодых инвалидов Восточного Донбасса-Восток», однако, скорее всего не представляете, чем занимаются эти люди, какая колоссальная работа ими выполняется, какие проводятся мероприятия, оказывается конкретная помощь.

Поверьте, ознакомившись с данной структурой, вы обретёте настоящих друзей, профессиональных коллег, «проводников» в мир ни на что непохожих возможностей и знаний. Я настолько прониклась работой данной организации, что уже не представляю своей собственной жизни без предоставления поддержки ребятам с инвалидностью, я рада, что совместно с ректоратом ЛНУ имени Тараса Шевченко, ЛОМОО «АМИ-Восток» я имела шанс участвовать в благородном и очень нужном деле. Так в нашем ВУЗе построен трёхуровневый пандус соответствующий всем государственным строительным нормам и проходят обучение парни и девушки, имеющие различные нозологии заболеваний, в том числе и передвигающиеся на инвалидных колясках».

Заместитель председателя по связям с общественностью ЛОМОО «АМИ-Восток» Колягина Ирина: «Здравствуйте, уважаемые участники семинара! В начале своего выступления я хочу обратиться к вам с просьбой: не бойтесь! Не бойтесь работать с теми, кто имеет проблемы со здоровьем, это не так трудно и страшно, как Вам возможно представляется.

Вы избрали своей профессией – педагогическую деятельность, что, вне всяких сомнений, ставит вас на очень высокий уровень, автоматически делая носителями высокой нравственной культуры, гуманизма, толерантности, кто как не вы сможет помочь мальчикам и девочкам, парням и девушкам быть включенными в среду сверстников, окажет содействие в развитии коммуникативных умений, навыков, сформирует такие важные качества как: уверенность в себе, активность, доброжелательность?

Семья, это, конечно же, хорошо и правильно, но способна ли она в полной мере заменить ребенку, подростку, молодому человеку столь привычный для здоровых ребят круг общения, возможность взаимодействовать в коллективе, учиться и посещать мероприятия, не испытывая при этом тяжелейших психологических мук, душевной боли от того, что тебя не считают таким, как все.

Наша организация при поддержке Национальной Ассамблеи инвалидов Украины, социальных партнёров, старается делать всё, для того, чтобы искоренялись стереотипы, была обеспечена архитектурная доступность в школы и ВУЗы, происходила полная адаптация и интеграция данной категории в общество. Мы понимаем, что на ваших плечах лежит большая ответственность за каждого Вашего ученика и студента и, соответственно вас пугает сама перспектива работы с теми, кто имеет проблемы со здоровьем, ведь это двойная ответственность! Но! Ваши искренняя заинтересованность и желание помочь могут реально «свернуть горы» и подарить новую жизнь, тем, кто в этом очень нуждается».

Председатель Луганской городской общественной организации «Центр социальной реабилитации инвалидов» Рожкова Елена, психолог ЛОМОО «АМИ-Восток»: «На протяжении 2010-2011 года нами был проведен ряд аудитов доступности школьных учреждений и ВУЗов, и вот каковы выводы мы могли сделать:

1) многие учебные заведения являются тотально или частично недоступными (к примеру, имеются кнопки вызова, но абсолютно недоступны вход в столовую библиотеку, спортивный зал; имеется пандус, но абсолютно недоступен санузел и т.д.);

2) директора школ, ректоры ВУЗов в целом настроены позитивно и готовы к сотрудничеству, однако существуют определенные проблемы с финансовым обеспечением;

3) ЛОМОО «АМИ-Восток» были подготовлены рекомендации относительно обеспечения доступности в тои или ином учебном учреждении.

Я хочу сказать, что вопросам инклюзии сейчас уделяется очень большое внимание и это не может не радовать, ведь вспоминая свои школьные и студенческие годы, я могу констатировать только наличие массы проблем и сложностей. Чтобы попасть в школу мне нужно было преодолеть более семи километров, сдавать экзамены в университете приходилось в гардеробе или в неприспособленной аудитории на первом этаже, друзей, к сожалению, практически не появилось, студенческой жизни можно сказать не испытала…Такова была реальность моей жизни и жизни ещё очень многих людей. Хорошо, что ситуация меняется, и, я уверена, что вы, как педагоги можете изменить её в лучшую сторону».

Волонтер Корпуса Мира США в Украине Керолайн Макензи: «Приехав в Украину, в частности в Луганск, и начав работать в направлении инклюзии, я отметила существенную разницу в системах образования Украины и Америки. В нашей стране нет разделения на здоровых учеников и учеников с инвалидностью. Государство думает не о том, как изолировать ребенка, закрыть его от окружающих, а, наоборот способствует тому, чтобы были созданы все надлежащие условия для его обучения. Маленький гражданин должен получать необходимый багаж знаний, который впоследствии поможет ему стать полноценным студентом, а затем уже профессиональным работником.

Индивидуальный подход – один из основополагающих принципов Американской школы и ВУЗа. Для ребенка или молодого человека с особыми образовательными потребностями разрабатываются специальные планы и программы, которые, не смотря на некоторые отличия от стандартных, позволяют усваивать и запоминать информацию наравне с остальными. В Америке не существует такого понятия, как недоступность. Начиная от пандусов, кнопок вызова, определителей этажей и заканчивая хорошими санузлами, лифтами, подъёмниками обеспечены все учебные учреждение: школы, колледжи, ВУЗы. Кроме того, существуют службы поддержки, оказывающие помощь ученикам и студентам, если у них возникают сложности или вопросы, требуется консультация. Наши учащиеся всегда находятся под защитой, не испытывают дискриминации, общаются друг с другом, получают все необходимые знания».

Описывая общую атмосферу семинара, отметим, что абсолютно все выступления докладчиков были весьма интересны для участников, о чём можно было судить по часто задаваемым вопросам, оживлённым дискуссиям, просьбам предоставить контакты, подробно рассказать о структурах, занимающихся проблемами людей с инвалидностью, у всех без исключения, педагогов возникло также желание разместить в стенах своего учебного заведения плакаты от Национальной Ассамблеи инвалидов Украины в рамках Всеукраинской социальной информационной программы «Толерантное общество».

Что ж будем надеяться, что вопрос инклюзивного образования действительно оставил в сердцах присутствующих понимание важности того, что нужно действовать и чем быстрее, тем лучше!

Наталья Охрименко
пресс-центр ЛОМОО «АМИ-Восток»

+ Фото

  Новина має такі "мітки":
  Категорія: