В какую школу отдать особого ребенка?

В какую школу отдать особого ребенка?
20 Червня 2016
Друкувати цю новину

В какую школу отдать особого ребенка?На первый взгляд идея инклюзивного образования очень проста: ребенок с особыми образовательными потребностями посещает школу наряду с другими – как во всем цивилизованном мире. Ни американца, ни немца, ни шведа не удивишь тем, что некоторые ученики утром спешат в школу на инвалидной коляске или с белой тросточкой. Для них это стало настолько привычным, что они попросту на таких детей не обращают внимания. У них давно обустроены пандусы в детсадах, школах и вузах, ребята с детства приучаются быть толерантными к особым соученикам.

А как в Сумах организовано инклюзивное образование? Есть ли положительные наработки? Проблемы? Об этом говорили на круглом столе «Инклюзивное обучение как доступ к общему образованию» в Сумском областном центре социальной реабилитации детей-инвалидов.

В Сумах – только две школы с инклюзивными классами

Во многих странах вопрос, в какую школу отдать своего ребенка, перед родителями вообще не стоит. К примеру, Дания, в которой еще в 1817-м дети с физическими и психическими проблемами обучались в спецшколах, уже к 1970 году сделала огромный прорыв (как в подготовке кадров, так и общества в целом) для того, чтобы такие ребята посещали обычные общеобразовательные школы. И, как показывает их опыт, в обычных школах дети не только лучше учатся, но и становятся более коммуникабельными. В Сумах инклюзивное образование, можно сказать, только на стадии становления.

– Сегодня в городе официально инклюзивная форма обучения есть только в двух школах – №№8 и 11, – рассказывает Наталья Скворча, заведующая городской психолого-медико-педагогической консультацией (ПМПК). – В сентябре 2012 года приказом по горуправлению образования школа №11 была определена как базовое учебное заведение по внедрению инклюзивного обучения. В 2012-2013 гг. активно готовились кадры, помещения, проводились консультации с родителями. В 2013-2014 гг. по желанию родителей и рекомендациям ПМПК были открыты 4 класса с инклюзивной формой обучения, где учились шесть детей с особенными образовательными потребностями, в том числе и с инвалидностью. Один первоклассник и два ученика 6 класса – по коррекционным программам для умственно отсталых детей, а один ученик 1 класса и два восьмиклассника – по программам для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. В этом учебном году в 11-й школе по инклюзивной форме обучения знания получают 12 человек. На каждого ученика составлена индивидуальная программа развития, которая выполняется в сотрудничестве с родителями.

Как оказалось, школа №8 – еще задолго до того, как в Украине заговорили о необходимости инклюзивного образования, – в 2004 году взяла на обучение нескольких детей-инвалидов с сохраненным интеллектом, двое из которых были колясочниками.

– Первый год было очень трудно, – вспоминает Ольга Янчук, замдиректора по учебно-воспитательной работе школы №8. – Ученики их не воспринимали, обижали, доходило до того, что даже надевали этим ребятам на голову пакеты. Пандусов не было, туалеты не приспособлены. Тогда еще об инклюзии не упоминали, но мы разработали свой проєкт «Шлях у майбутнє» (для начальной, средней и старшей школы) начиная от ранней социальной адаптации детей с ограниченными физическими возможностями и интеграции в детские коллективы, работы по физвоспитанию и раскрытию способностей и заканчивая углубленной профильной подготовкой для старшеклассников. Много на тему толерантности говорили с родителями и учениками, вовлекали детей-инвалидов в различные мероприятия, проводили с ними творческие встречи. Со временем все наладилось.

Сегодня в школе – 12 детей с инвалидностью, один ребенок обучается по инклюзивной программе. Изначально в этом году был открыт инклюзивный класс на базе 2 класса, в котором обучаются 20 детей. Ребенок, обучавшийся по коррекционной программе для умственно отсталых детей, нуждался в постоянном внимании. Так как в штате школы нет ассистента учителя, педагог просто разрывалась между ним и остальными учениками. По результатам первого семестра был проведен психолого-педагогический консилиум, где педагоги сошлись во мнении, что ученик хотя и имеет определенные знания, но к учебе не желает прикладывать никаких усилий. Маме было рекомендовано перевести его на индивидуальную форму обучения, при этом ребенок остался в коллективе, посещает школьные мероприятия. Со второго семестра была организована инклюзивная форма обучения для ученика 8 класса – по программе ЗПР, которая практически не отличается от общеобразовательной. С такими детьми учителям работать легче.

В обеих школах, по словам Натальи Скворчи, обустроены пандусы, поручни, есть приспособленные мебель и туалетные комнаты. В школе №11 за средства горбюджета отремонтирован зал ЛФК и закуплено оборудование. По сути, ребенка с особыми образовательными потребностями может принять любая общеобразовательная школа (за исключением специализированных, предоставляющих по какому-то направлению более углубленные знания). Но насколько они к этому готовы?

Инклюзивный вариант требует усовершенствования!

Существующую систему инклюзивного обучения в Украине, по мнению специалистов, нужно усовершенствовать. «Чтобы инклюзивное образование давало результаты, необходимо подготовить инклюзивную среду, – считает Любовь Прядко, доцент кафедры коррекционного и инклюзивного образования института педагогики и психологии СГПУ им. Макаренко. – Это касается не только обустройства пандусов, но и подготовки всех участников процесса – детей, родителей, педагогов. В инклюзивном образовании предусмотрен коррекционный компонент, к сожалению, небольшой – от 3 до 8 часов, который определяется по выводам ПМПК и реализуется в школе. С ребенком должна работать мультидисциплинарная команда специалистов, а коррекция – прослеживаться на всех уроках и закрепляться дома. На практике пока не все так идеально.

В классе с инклюзивным обучением не всегда соблюдается норма в 20 человек, среди которых 1-3 ребенка с особыми образовательными потребностями (желательно с одной нозологией) – общее количество детей значительно больше. Также должна быть ставка ассистента учителя, который помогает педагогу, чтобы такой школьник лучше усвоил знания. Если этого нет, а родители считают, что их ребенком должны заниматься только в школе, то будет очень тяжело добиться результата».

Школы №№8 и 11 обеспечены одним дефектологом – учителем-логопедом. Занятия по коррекции проблем развития проводятся в рамках работы практического психолога, коррекционные занятия по социально-бытовой ориентации и лечебной физкультуре возложены на учителей-предметников, ассистентов учителей не хватает. «Как выходим из ситуации? На местном уровне в 2014 году в штат школы №11 введено 0,5 ставки ассистента учителя, а с января этого года – дополнительно еще одна ставка, – объясняет Наталья Скворча. – На уровне горуправления образования рассматривается возможность введения ставки специального психолога для коррекционно-развивающей работы с такими детьми. Педагоги проходят курсы повышения квалификации, участвуют в семинарах-практикумах. Чтобы обеспечить недостающие учебники – заключали договор со специальными школами города и области. Вот так пытаемся решить проблему предоставления более качественных услуг тем детям, родители которых желают, чтобы они получали образование по инклюзивной форме обучения. Однако надо учитывать то, что такая форма обучения направлена прежде всего на социализацию ребенка, а не на освоение школьных предметов в объеме общеобразовательной программы. И родители, и педагоги должны это понимать».

Несмотря на то что родители сами могут выбирать, куда отдавать своего ребенка, специалисты все же советуют им хорошо все обдумать, прежде чем вести его в инклюзивный класс. Ведь если проблемы с физическим и психическим здоровьем серьезные и он будет чувствовать, что сильно отстает от всех, то это может только усугубить ситуацию.

Что на выходе дает инклюзивное обучение? Выпускник получает документ общеобразовательного образца, как и остальные школьники. Но в приложении к нему будут выставлены оценки за предметы, которые ребенок освоил в соответствии с программой индивидуального развития по его нозологии. Да, там может не быть тех отметок, которые необходимы для поступления в училище или техникум. Иногда ожидания родителей не всегда совпадают с возможностями ребенка.

Чтобы определиться, какая же форма организации обучения необходима ребенку, родителям следует проконсультироваться в областной или городской ПМПК Заведующая городской ПМПК. Наталия Скворча готова проконсультировать родителей по адресу: г. Сумы, ул. Д. Коротченко, 2а (информационно-методический центр, 3-й этаж), тел. 65-88-90. Также по итогам круглого стола было решено, что специалист будет предоставлять консультации в областном центре социальной реабилитации детей-инвалидов (в установленные даты два раза в год, а также – по необходимости). Ждем вас по адресу: г. Сумы, пр. Лушпы, 16, тел. 60-36-30, 60-36-50.

Ваш шанс

  Категорія: