«Не терять времени». Для чего нужен Центр раннего вмешательства

«Не терять времени». Для чего нужен Центр раннего вмешательства
31 Жовтня 2017
Друкувати цю новину

«Не терять времени». Для чего нужен Центр раннего вмешательства

В городе Валки Харьковской области открыли Центр раннего вмешательства — комплекс помощи семьям, где есть дети с особенностями физического или психического развития.

«Мы должны научить их жить с такими детьми, — считает главврач местного центра первичной медико-санитарной помощи (ЦПМСД) Марина Орлова. В прошлом году вместе с представителями ЮНИСЕФ мы провели семинар, куда пригласили родителей детей с особенностями развития. Мы убедились, что всем этим семьям нужна помощь — воспитывать особенного ребенка нужно по определенным правилам, чтобы какие-то нарушения купировать в начальной фазе, а с какими-то — научить его жить. Кроме того, большинство таких семей чувствуют себя одинокими, брошенными наедине со своей проблемой. Им нужна площадка для коммуникации, обмена опытом. Мы решили создать эту площадку на базе нашего заведения».

Представили центр еще в сентябре на «Ярмарке здоровья», своего рода презентации медицинских услуг района. Она проходила в рамках проєкта «Трансформация первичной медицины в Харьковской области», которым занимается Харьковская экспертная группа при поддержке Международного фонда «Відродждення».

В Центре раннего вмешательства семьи Валковского района  два-три раза в неделю будет принимать команда специалистов — невролог, реабилитолог, сурдолог и психолог. Марина Орлова говорит, что Центр могли бы открыть гораздо раньше — если бы можно было так просто оформить этих специалистов на работу.

«Центр первичной медико-санитарной помощи, пока он не автономизирован, по правилам не может принимать на работу узких специалистов [в таких центрах работают только семейные врачи и младший медперсонал, — ред.], — рассказывает главврач. — Из всех, кто нам был нужен, я могла оформить разве что медицинского регистратора. В итоге мы нашли способ официально заключить с ними трудовые договоры, но на это потребовалось время и ряд консультаций с юристами».

Елена Решетняк, координаторка проєкта «Трансформация первичной медицины», говорит, что если бы ЦПМСД в Валках получил автономию (стал коммунальным предприятием вместо бюджетного), весь этот процесс прошел бы гораздо проще.

«Главврач автономизированного учреждения может самостоятельно решать, какие специалисты нужны, — объясняет Елена. — Вот в громаде есть более ста детей с серьезными нарушениями развития (и еще многие — с разными особенностями, которыми нужно заниматься), значит, нужны реабилитологи и другие детские специалисты. Автономизация медучреждений поможет громадам получить именно те медицинские услуги, которые им реально нужны».

Что такое раннее вмешательство

Раннее вмешательство — это комплексная помощь детям до четырех лет, у которых есть нарушения развития здоровья или риски их возникновения. Помогают и родителям — их учат, как принять особенности детей и создать условия, максимально способствующие развитию ребенка. И, конечно, в подобных центрах родители детей с особенностями развития могут обсуждать общие проблемы и обмениваться опытом. Цель — не допустить развития у ребенка инвалидности, и особенно — его попадания в интернат.

«Есть здоровые дети и те, кому с самого рождения ставят диагноз. И с этим диагнозом нужно учиться жить и ему, и его семье. Но также есть, например, недоношенный ребенок. Он с самого рождения попадает в группу риска по развитию инвалидности. Если с таким ребенком начать работать с самого рождения, можно снизить риски. Раннее вмешательство как раз призвано корректировать то, что может перерасти в диагноз», — рассказывает Андрей Пеньков, президент Украинско-немецкой медицинской ассоциации и главврач амбулатории «Педиатр Плюс».

В программе раннего вмешательства нуждаются почти 250 000 детей в Украине, сообщает МОЗ. В прошлом году украинское правительство утвердило план реализации соответствующего пилотного проєкта. Весной 2017-го правительство, ЮНИСЕФ и благотворительные фонды подписали Меморандум о взаимопонимании для введения национальной платформы раннего вмешательства.

Благотворительный фонд «Институт раннего вмешательства» с 2000 года занимается развитием сети центров в Харькове и области. Один из них работает на базе Института охраны здоровья детей и подростков НАМН. Еще два — на базе 2-й и 23-й детских поликлиник, они финансируются из местного бюджета.

«Специалисты делают все, чтобы качество ежедневной  жизни семьи повышалось, — объясняет Анна Кукуруза, доктор психологических наук, исполнительный директор фонда. — Они работают в команде и в партнерстве с родителями — вместе решают, какой навык ребенка необходимо развить в первую очередь».

Обычно занятие в Центре раннего вмешательства проходит раз в неделю. Команда специалистов работает с семьей по индивидуальному плану около часа. С ребенком занимаются как в самом центре, так и в естественной для ребенка среде — дома или на детской площадке.

«Очень важно работать с семьями дома — детям и их родителям должно быть комфортно», — уверен Андрей Пеньков.

Кроме трех центров в Харькове, один работает в области, в Чугуеве. Еще три — в Валках, Мерефе и Лозовой — готовятся к открытию. Команды, состоящие из врачей, психологов, физических терапевтов, логопедов, восемь месяцев обучались  в рамках проєкта ЮНИСЕФ.

«По подсчетам специалистов, около 10% детей имеют трудности и нарушения развития. То есть риски есть в каждой громаде. Сейчас наша задача — изучить потребности и попытаться создать систему раннего вмешательства, максимально приближенную к тем, кто в этом нуждается», — отмечает Анна Кукуруза.

Как это связано с медреформой

По словам Андрея Пенькова, почти в 150 странах мира развита система раннего вмешательства.

«У нас об этом пока рано говорить, потому что нет национальной платформы. В отдельных медицинских учреждениях есть люди, которые хотят заниматься этой проблемой, но им нужна общая стратегия и координация, — отмечает Пеньков. — Кроме того, сейчас все больше родителей действительно озабочены здоровьем своих детей. Теперь взрослые сами читают про гиперактивность, идут к врачу и спрашивают, нет ли у их ребенка аутизма. К слову, для того, чтобы начать формировать эту платформу, и для того, чтобы дать родителям нужные знания, 16 ноября мы проведем в Харькове большой всеукраинский Форум о детской инклюзии».

Развитие системы раннего вмешательства впрямую связано с реформой здравоохранения, считает Елена Решетняк.

«Одна из целей реформы первичной медицины — вести профилактику и системную работу с семьями. Центр раннего вмешательства — одно из направлений такой работы. Раньше она не проводилась. Как правило, семьи обращаются в центры первичной медицины так: „заболел — пришел — полечился — получил справку“. А смысл нового подхода в том, чтобы каждый человек мог оставаться здоровым как можно дольше. Для этого нужно выстраивать непрерывные отношения „семейный врач — семья пациента“. Семейный врач должен помочь вырастить здоровых детей. Поэтому правильно, что Центр раннего вмешательства в Валках открывают на базе центра первичной помощи», — отмечает Решетняк.

«Школа молодых родителей»

Уже больше года на базе центра первичной медико-санитарной помощи в Валках работает «школа молодых родителей» — это идея Ольги Волобуевой, педиатра и заместителя главврача. Вместе с акушером-гинекологом они проводят бесплатные курсы по вторникам, два раза в месяц.

«Когда ребенка выписывают из роддома, первые сутки его должен посетить или семейный врач, или врач-педиатр. Приезжаешь, видишь перепуганные глаза молодых родителей, слушаешь их вопросы и понимаешь необходимость таких курсов, — объясняет Ольга Волобуева. — Кроме того, еще во время беременности женщина часто не понимает, что происходит у нее в организме, и по каждому поводу бежит к врачу».

В «школе молодых родителей» врач-гинеколог рассказывает о беременности, родах и грудном вскармливании, педиатр объясняет, как ухаживать за младенцем. Еще одно направление курсов — информирование о вакцинации.

«Существует очень много мифов о вакцинации,  — говорит Ольга Волобуева. — Часто родители приводят детей делать  прививку и сомневаются. Каждый раз нужно объяснять, для чего это нужно».

С мифами о вакцинации сталкивался и педиатр Андрей Пеньков.

«Самые распространенные — сделал прививку и развился аутизм, появились нарушения зрения, слуха. Я занимаюсь вакцинацией детей уже 30 лет. Если бы что-то из перечисленного было правдой, я бы уже знал. Но, конечно, нужно интересоваться качеством и происхождением вакцины, знать, когда какие прививки можно делать, а когда лучше не стоит».

Центр раннего вмешательства откроют так же, как и «школу молодых родителей» — по инициативе местных медиков. Ситуацией в городе и районе они владеют лучше, чем чиновники областного и национального уровня. Потому и сильнее ощущают необходимость изменений.

Накипело

  Категорія: