Инклюзивное образование – быть или не быть? Быть!

Инклюзивное образование – быть или не быть? Быть!
10 Лютого 2014
Друкувати цю новину

Татьяна Баранцова27-28 января в Луганске состоялась Всеукраинская конференция «Инклюзивное обучение, как необходимая составляющая социальной реабилитации детей и молодежи с инвалидностью, с направленностью на внешкольное образование», участие в которой приняли ведущие педагоги Киева, Харькова, Донецка и других регионов Украины.

Организатором мероприятия выступила Луганская областная молодежная общественная организация «Ассоциация молодых инвалидов Восточного Донбасса – Восток».

Необходимо отметить, что конференция прошла в рамках программы «Разработка и внедрение курса инклюзии как необходимой составляющей социальной реабилитации детей и молодежи с инвалидностью, учитывая внешкольное образование для средних школ и высших учебных заведений».

По словам начальника отдела организационно-правовой работы Национальной Ассамблеи инвалидов Украины Ларисы Байда, инклюзия является одной из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом.

«Инклюзия — это не цель, это — процесс. И не только процесс интеграции детей с особенными потребностями, но и процесс расширения нашего сознания, преодоления барьеров, который включает в себя множество аспектов. Речь не идет о том, что украинцы должны отдавать детей с ограниченными возможностями в обычные школы, а также, что кому-то что-то нужно делать в обязательном порядке. Мы говорим только о том, что у родителей особых детей должно появиться право выбирать форму обучения для своего ребенка. Собственно, это право было всегда, но мало кому из родителей приходило, да и сейчас приходит в голову настаивать на нем, да и реальность не оставляла практически никакого шанса для такого выбора. Мое глубокое убеждение – всегда нужно идти только от интересов ребенка, давая возможность максимальному раскрытию его способностей. И нельзя забывать, что все таланты имеют смысл только при социальном взаимодействии с другими людьми. Очень трудно говорить о полноценной социализации любого особого ребенка в закрытой «специальной среде» при отсутствии возможности свободного общения с обычными сверстниками», – отметила Лариса Байда.

Также этот вопрос затронула и директор Департамента образования и науки Луганской облгосадминистрации Ирина Цымбал.

«Подобные ситуации говорят лишь о том, что родители просто не владеют информацией вообще или владеют искаженной информацией о том, что такое инклюзивное обучение и почему есть смысл на нем настаивать. Поэтому мы видим одним из своих главных заданий – предоставить правильную информацию об этом. Мы хотим дать родителям возможность осознанного выбора дальнейшего жизненного пути для их ребенка.

Сегодня их пугают отсутствием специальной поддержки особых детей в общеобразовательных садах и школах и неготовностью остального общества к их принятию. Но, скажите, как скоро появится такая поддержка и как скоро изменится отношение, если особые дети не придут в школы, а их родители не станут грамотно настаивать на создании для необходимых условий на основе соблюдения прав?

Именно поэтому модель инклюзивного образования предполагает не только соответствующую архитектурную адаптацию школы, но и изменение отношения педагогов, детей, администрации школы к самому процессу обучения «особых» детей», рассказала Ирина Цымбал.

Действительно, сегодня в среднестатистической общеобразовательной школе почти невозможно увидеть ребёнка в инвалидной коляске, не говоря уже о незрячих или глухонемых детках. В нашей стране редкое учебное заведение может похвастаться хотя бы возможностью свободного доступа для детей с физическими недостатками. Да и многие учителя не готовы обучать таких ребят, а некоторые родители могут просто не захотеть, чтобы их малыш сидел за одной партой с инвалидом. При этом в Украине сегодня более ста пятидесяти тысяч детей с особыми потребностями и, как следствие, с ограниченными возможностями для обучения. А ведь им хочется учиться, общаться и просто жить нормальной жизнью с минимальным количеством барьеров и запретов.

В рамках конференции были представлены презентации относительно достижений в направлении инклюзии, где особое внимание было уделено именно внешкольному образованию, как возможностью самореализации и первых шагов к обучению в школе и высших учебных заведениях.

Присутствующие на этом мероприятии могли убедиться, что дети живут интересной, насыщенной разнообразными делами жизнью. Они учатся, работают, посещают кружки, создают прекрасное, побеждают в спорте. Все слова, что произносились в зале, и все то, что демонстрировалось на экране – нашло горячий отклик в душе каждого, ведь являлось подтверждением того, что дети с физическими ограничениями – это не замкнутые, обремененные недугом люди, а творческие личности, настоящие бойцы в сложном водовороте жизни.

В частности, руководитель отдела по вопросам физической реабилитации студентов с особыми образовательными потребностями Ирина Клименко рассказала об опыте работы в направлении обеспечения доступности и реабилитации Луганского национального университета имени Тараса Шевченко.

«Выбирая сегодня для своего особого ребенка специальные «тепличные», условия, родители обрекают его на дальнейшую социальную изоляцию в стенах родного дома, впоследствии такие дети неизбежно оказываются пациентами специальных интернатов.

Мы же должны думать не о том, как изолировать ребенка, закрыть его от окружающих, а наоборот способствовать тому, чтобы были созданы все надлежащие условия для его обучения. Маленький гражданин должен получать необходимый багаж знаний, который впоследствии поможет ему стать полноценным студентом, а затем уже профессиональным работником. Высшее образование для таких ребят – шанс попасть на рынок труда и быть конкурентоспособными. ЛНУ открывает эту возможность. Вуз архитектурно доступен, создал и ввел программы обучения инклюзивных групп. Также в университете открыт Реабилитационный центр, где люди с инвалидностью могут получить профилактическое лечение. Реабилитологами в центре работают люди с ограниченными физическими возможностями. Они получили качественное образование, научились следить за своим здоровьем и теперь занимаются любимой профессией», – подчеркнула Ирина Клименко.

Наверное, на этом этапе современному обществу важно понять одну простую вещь: вместо того, чтобы рассказывать, нужно действовать, создавать реальные условия для того, чтобы человек с инвалидностью мог обучаться наравне с остальными.

Школа является тем своеобразным окошком, через которое ребенок попадает во взрослый мир. И если сегодня родителям страшно, что их ребенка с инвалидностью обидят в школе, то стоит серьезно задуматься, а исчезнет ли этот родительский страх за будущую жизнь своего ребенка, когда ему исполнится 18 лет? Ведь школа – это и есть самая настоящая школа жизни. Здесь человек обретает не только знания, но и умение общаться, ставить задачи и достигать цели. Наконец, школа учит нас быть просто людьми, понимать, сопереживать, помогать и поддерживать друг друга. Разве есть у школы другая, более глобальная миссия, чем подготовка детей к взрослой жизни? И тут еще неизвестно, кому полезнее учиться вместе – обычным детям с особыми, или наоборот. В условиях инклюзии ребята на простых жизненных примерах смогут понять и принять тот факт, что все люди разные, но все люди имеют в нашем обществе равные права. А это один из главных моментов для построения здорового общества, которое сможет уважать права и свободы каждого человека, независимо от болезней, цвета кожи, расы и религии. А разве не к этому мы стремимся?

Ирина Шуева, фото автора

Параллель-Медиа + Фото 

  Категорія: