Развивающие игры и упражнения для детей с особыми потребностями

Развивающие игры и упражнения для детей с особыми потребностями
3 Лютого 2012
Друкувати цю новину

Едва родившись, ребенок начинает познавать наш мир. Задача не из легких, учитывая, что об этом мире, о тех, кто пришел в него раньше, и о себе самом малыш не знает ничего. Да и саму способность приобретать знания тоже еще надо освоить.

Природа наделяет малышей разными способностями и возможностями в познании и освоении этого мира. Некоторым детям особенно нужна поддержка и помощь, чтобы их развитие шло своим чередом. Почему? Иногда потому, что эти дети сильно болели сразу после рождения, иногда, потому что они родились раньше срока, или испытали сложности в родах, или нарушения при внутриутробном развитии.

Так или иначе, обстоятельства иногда складываются так, что ребенку труднее, чем другим расти и развиваться. Мы называем таких малышей Детьми с Особыми Потребностями и хотим поговорить с мамами и папами, как можно им помогать.

Существует три способа, с помощью которых ребенок приобретает знания:

Наблюдение,

• Исследование и

Общение.

Но для того, чтобы реализовать эти способы, нужно, прежде всего, чтобы было

Что наблюдать,

• Что исследовать и

• С кем общаться.

Если не выполняются эти три условия (например, ребенок лежит большую часть времени один в тихой полутемной комнате, а на прогулку его вывозят в закрытой коляске), то получение знаний для него очень проблематично, а развитие — затруднено, несмотря на все старания Природы.

Эти же три условия могут оказаться невыполнимыми, если у малыша есть проблемы со зрением или слухом, и ему трудно отреагировать на погремушку и картинку, если его ручки или ножки необычно слабы или напряжены, и он не может взять игрушку, если его мышление медленнее, чем у окружающих, и он не успевает включиться в общение…

Их может быть множество, причин, по которым кажется , что малыш не может, не хочет и не нуждается ни в наблюдениях, ни в исследовании, ни в общении. Но в том-то и заключается удивительная сила Природы, что каждый ребенок стремится к развитию, каждый ребенок растет. Поддерживая развитие малыша, мы даем ему радость жизни и радуемся сами, наблюдая, как он набирает силу, умения и навыки.

Что же может сделать взрослый, чтобы помочь малышу в На­блюдении, Исследовании и Общении? Особенно, если ему в силу разных причин так трудно наблюдать, не хочется исследовать и страшно общаться?

Играть. Именно играть, хотя такой совет может показать­ся несерьезным и странным. Но дело в том, что именно игра обеспечивает малышу все три условия его есте­ственного развития. А для детей с особыми потребностями игра становится не просто развлечением, не просто веселой и радостной забавой, а самым важным, жизненно важным условием для развития. Это-то и означает название нашей книжки. Действительно, «игра не для забавы».

Точнее, не только для забавы, потому что этой книжкой, конечно, могут воспользоваться и родители обычно развивающихся детей. Дело в том (и это опять чудо Природы), что игры-упражнения и игры-развлечения для всех малышей совершенно одинаковы. Для всех важно умение трясти погремушку, играть в «ку-ку», строить башенку из кубиков или собирать мозаику. Только одним малышам все это дается легче и быстрее, другим нужно терпение и помощь взрослых. И время, время, время.

Поэтому не смущайтесь и не теряйтесь, если, узнав, в какие игры должен играть ребенок в данном возрасте, вы увидите, что вашему малышу это пока не по силам. Начните с тех упражнений, которые у вас с ним получаются, и двигайтесь по страничкам этой книжки в вашем темпе. Ваша поддержка и понимание его особенностей очень важны для малыша!

И еще. Восприятие взрослыми своего ребенка, имеет большое значение для того, какие отношения и чувства развиваются между родителями и детьми. Если родители воспринимают своего ребенка как хронически больного, ненормального, неспособного, они часто будут ощущать беспомощность, разочарование, испытывать чувство вины и недостаток вдохновения для того, чтобы общаться с малышом. Легко впасть в уверенность, что это все равно не поможет. Это же относится и к тому, когда у ребенка очень замедленное развитие.

Наличие у ребенка определенных трудностей с развитием иногда настолько осложняет начало хорошего контакта, что мама и папа могут ощущать беспомощность и уныние и почти готовы все бросить. Это понятная реакция. Ведь когда мы пытаетесь наладить общение с ребенком, мы исходим из того, как мы сами научились играть и общаться, когда были детьми. Обычно это хорошо помогает. Но, когда возможности ребенка не соответствуют ожиданиям взрослого, очень трудно понять друг друга, будто разговор идет на разных языках. Но это вовсе не значит, что с мама или папа что-то делают не так, это только отражает трудности, возникающие при особом состоянии ребенка. Ребенка с особыми потребностями.

Основой для создания диалога и являются наши игры, которые могут помочь ребенку осмысленно воспринимать маму, папу и окру жение. Игры будут меняться: от погремушки до «дочки-матери», и каждая игра – это этап в развитии малыша, его достижение, его победа. Не всегда радость этих побед дается легко, и игра не всегда нам нужна только для забавы.

И все же ИГРА – это ИГРА! Это здорово, весело и очень полезно. П окажите ребенку, что вы верите в то, что он может многому научиться, независимо от того есть у него проблемы или их нет. Научите своего малыша радоваться игре, и это очень облегчит ему задачу освоения мира, задачу наблюдения, исследования и общения. 

Развивающие игры и упражнения для детей с особыми потребностями

  Категорія: