О нашем и не нашем менталитете

О нашем и не нашем менталитете
1 Серпня 2013
Друкувати цю новину

О нашем и не нашем менталитетеПочему в нашей стране люди с инвалидностью живут в десятки, а то и в сотни раз хуже, чем на Западе? В чем причины вопиющего убожества украинских и российских больниц и интернатов? Только ли непрекращающаяся бедность и экономическая отсталость наших государств лежит в основе всего этого?

Я начала серьезно задумываться над подобными вопросами после того, как где-то в начале девяностых годов мне попалась статья о жизни инвалидов в ГДР – тогда еще социалистической Германии. В этой статье описывалась, как там говорилась, обычная жизнь одной немецкой девушки-инвалида – двадцатидвухлетней Эрики.

Эта девушка жила в Берлине в большой квартире на первом этаже многоэтажного дома, специально оборудованной и полностью приспособленной для передвижения на коляске – с раздвижными дверьми и специальной планировкой. За Эрикой ухаживали монахини из близлежащего монастыря, которые по очереди приходили к ней каждый день, приносили обеды, делали всю необходимую работу по дому. Но больше всего в этой статье меня, приговоренную болезнью на пожизненное заключение в четырех стенах собственной квартиры, поразило то, что в Берлине есть специально оборудованные для инвалидов машины, и даже автобусы. В любое удобное время Эрика может вызвать такую машину и поехать туда, куда ей нужно: в театр, на концерт, в тренажерный зал и т. д.

Когда я все это прочитала и сравнила со своей жизнью, то пережила такое глубокое душевное потрясение, что даже словами невозможно передать. И где это все было?! В Германии (пусть даже и социалистической)! В стране, которая всего лишь три с половиной десятилетия назад пережила невиданную по своим масштабам человеконенавистническую идеологию, где безоговорочно уничтожались все немощные и больные люди!

Я просто откровенно недоумевала, как в подобном обществе, неважно, социалистическом, или капиталистическом (как оказалось впоследствии, в ФРГ условия жизни инвалидов были ничуть не хуже, если ни лучше чем в ГДР), за столь короткий период возникло такое потрясающее отношение к людям с инвалидностью. А нам в нашей «самой передовой и гуманной» стране, где на каждом шагу висели плакаты с надписями «Все во имя человека» и «Все во благо человека», смешно было даже мечтать о чем-то подобном.

С тех пор я стала задаваться вопросом, почему так получается. Многие скажут, что здесь все дело в нашей пожизненной бедности. Но ведь мы же еще со школьной скамьи знаем, что Германия по своим природным ресурсам – одна из беднейших стран Европы.

Познакомившись с работами Льва Гумилева, я поняла, что одним из главных факторов, влияющих на благополучие страны, является менталитет населяющего ее народа. Немецкая аккуратность и организованность, трудолюбие и педантизм – вот что помогло до основания разрушенной войной Германии снова стать одной из самых передовых стран мира.

В конечном итоге я сделала для себя один очень важный вывод: отношение к старикам и людям с ограниченными возможностями в той или иной стране определяется существующей в ней степенью уважения вообще человека, как личности.

Это очень хорошо прослеживается на примерах кавказских народов или евреев, для которых, как известно, человек, а тем более, свой человек, всегда находится на первом месте. Так, например, моя соцработница уже неоднократно мне говорила, что евреи нанимают для своих тяжелобольных родственников сиделок, услуги которых стоят 5000 грн. в месяц, а их община постоянно выдают всем нуждающимся очень дорогие продовольственные наборы.

Теперь два примера, характеризующих в этом отношении армян и грузин. Мне запомнился рассказ одной довольно известной ведущей советского телевидения (к сожалению, уже не помню ее имени), которая была замужем за югославом. Супруги не имели своих детей и решили усыновить чужого ребенка. В то время в Армении как раз случилось страшное землетрясение, в результате которого погибли сотни людей, и осиротело очень большое количество детей. Телеведущая и ее муж захотели усыновить одного из этих несчастных детей. Но когда они обратились со своей просьбой в армянское посольство, то им отказали, сказав: «Извините, но мы ничем не можем вам помочь, потому что в нашей стране сирот нет. Если у ребенка есть хоть один дальний родственник, то он никогда не будет оставлен на произвол судьбы. Армяне своих детей не бросают!»

И следующий пример, показывающий отношение грузин к людям преклонного возраста: когда гостившего в Украине грузинского священника попросили помочь развести гуманитарную помощь по домам престарелых, то он вначале спросил: «А что это такое – дома престарелых?!» Наши служители церкви ему ответили: «Ну, понимаете, это такие учреждения, в которые нерадивые дети сдают своих стариков». Услышав эти слова, грузинский священник сильно возмутился и сказал, что в его стране ничего подобного нет, и никогда не будет, потому что если бы кто-нибудь из грузин попытался куда-то сдать своего родителя, то ему после этого никто бы даже руки не подал.

А у нас сколько этих домов для престарелых и инвалидов, детских домов?! И условия во многих из них такие, что, как говорит, например, одна моя соседка, которая в силу преклонного возраста и состояния здоровья вынуждена держать своего психически больного сына в психбольнице, сдавать в них своих родственников подобно преступлению?!

Приведу еще несколько показательных примеров отношения к людям с ограниченными возможностями в других странах, которые я нашла в интернете:

Выдержки из статьи «Дети-инвалиды в других странах».

«На Западе для того, чтобы человек с ограниченными физическими возможностями не чувствовал себя ущемленным, мог самостоятельно выходить из дома, делать покупки, гулять и дышать свежим воздухом, даже заниматься спортом в меру доступного ему, все продумано до мелочей. Всюду пандусы, будь то жилой дом, супермаркет или любое другое учреждение. У тротуаров на перекрестке скошен бордюр, чтобы можно было съехать на коляске, не подпрыгнув до зеленого огня светофора. Вы не найдете многоквартирного дома без лифта, а также не найдете с таким лифтом, в который не поместится коляска.

В тех общественных местах, где двери открываются вручную, рядом непременно есть еще одна, с кнопкой как у дверного звонка на соседней стене, но на расстоянии вытянутой руки, доступном для сидящего человека. Подкатил инвалид на своем транспортном средстве, нажал, и именно эта дверь откроется автоматически.

А вот небольшая выдержка из другой статьи, размещенной на сайте «Российской газеты»:

« – Вы что, не в состоянии понастроить подземных переходов?» – не без упрека в голосе спросила я работника местного муниципалитета, пожаловавшего в мой дом с анкетой «Как жители района Вестминстер оценивают транспортные удобства Лондона». – «Мы очень даже в состоянии, – ответил чиновник. – Но зачем же осложнять и без того нелегкую жизнь инвалидам?»

Есть над чем задуматься, правда?! Так, может, давайте вместе искать ответ на вопрос «Почему у нас все совсем по-другому», чтобы, докопавшись до истины, наконец-то начать изменять ситуацию в лучшую сторону?!

Василина Вешняя
Под ред. Анны Сыромятниковой

  Категорія: