Можно ли учиться в киевских школах детям с особенными потребностями?

Можно ли учиться в киевских школах детям с особенными потребностями?
21 Березня 2016
Друкувати цю новину

КНК Медиа давно изучает важную тему – как жить в мегаполисе людям с инвалидностью? На этот раз мы решили узнать, есть ли возможности детям с особенными потребностями посещать общеобразовательные школы Киева.

Можно ли учиться в киевских школах детям с особенными потребностями?

Для начала цифры – редакция КНК подала запрос в Департамент образования КГГА с целью узнать, какое количество детей нуждается в особых условиях обучения: всего в киевских школах обучается 3256 учеников, которые имеют статус дети-инвалиды. Индивидуальную форму обучения выбрал 161 ребенок, из которых 100 детей посещают специализированные школы-интернаты, где проводят коррекционно-развивающую работу в связи с потерей слуха, зрения и нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Это официальные данные – 3256 детей-инвалидов только в Киеве. Насколько киевские школы готовы обеспечить таких детей необходимыми условиями? Всего в Киеве 18 школ имеют инклюзивные классы, суммарно их 107. Раньше вопрос обучения ребенка-инвалида в обычной школе даже не рассматривался, педагогический коллектив всеми силами старался избежать такой ответственности. Но в 2011 году в Украине приняли постановление о внедрении инклюзивного образования – Постановление «Об утверждении Порядка организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях» от 15 августа 2011 года №872. По сути, этим постановлением государство сделало огромный шаг навстречу нормальному гражданскому обществу, разрешив детям-инвалидам учиться наравне со своими здоровыми сверстниками. Но на практике процесс социальной интеграции особенных детей болезненный и очень медленный.

Даже если учителя морально готовы принять в своих стенах ребенка с ДЦП, то сами стены, увы, категорически против. И это не метафора. Большинство школ были построены в советские времена, когда малыш с ДЦП и мечтать не мог о первом звонке в обычной школе. Об этом говорит элементарное отсутствие пандусов, например.

Если кто не знает, то ДЦП – это детский церебральный паралич. У этого диагноза много проявлений, самое распространенное – невозможность самостоятельно передвигаться. Однако украинская система образования четко говорит – подобного рода инвалидность не является поводом для отказа в получении обязательного начального образования.

Многие родители детей с ДЦП и не рассматривают вариант обычной школы. И, если вопрос возможного морального давления уже практически не имеет значения, то техническая сторона дела – это главная преграда между ребенком и образованием.

Вернемся к ответу на запрос – итак, в Киеве 107 инклюзивных классов в 18-ти школах, в которых обучается 350 детей. Из них: 5 учеников с нарушением зрения, 43 ученика с нарушением слуха и 99 детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. И только в трех из восемнадцати школ есть лифты!

Самая знаменитая школа Киева номер 168, которая открыла свои двери для детей с ДЦП, первая установила в помещении лифт и обустроила специальные пандусы. Не менее важный вопрос – специальный туалет, которым школа также обеспечила своих особенных учеников. В этой школе учатся около 80 деток с ДЦП. Обучение совместное со здоровыми детьми, родители и ученики не видят в этом никаких проблем. На многомиллионный город Киев у нас полностью оборудована лишь одна инклюзивная школа…

Школа № 187 Соломенского района – здесь в школу ходит девочка с ДЦП, которую знают все: и учителя, и родители, и школьники. Ее любят, относятся с пониманием. Но с ней всегда рядом ее мама. Девочка не пользуется коляской, она может ходить, но только с помощью мамы. Подъем в аудиторию на первый или третий этаж – это их каждодневный труд, но они справляются. Учиться вместе со всеми считают важным фактором социализации, ради которого стоит преодолевать такие трудности. Первого сентября мама со своей дочкой торжественно вошли в школу, подымаясь по ступенькам, а молодой и здоровый депутат Андреев, который пришел «попиариться» на линейку, даже не обратил на этот факт внимания. И такое игнорирование со стороны исполнительной власти, к сожалению, явление не редкое.

Многие родители не готовы принять такое сложное решение – учить своего ребенка с ограниченными возможностями в обычной школе. Самый главный фактор – отсутствие условий: лифтов, пандусов, подъемных механизмов, туалетов и элементарного пространства для свободного перемещения коляски. Дети, даже если и хотят общения со своими сверстниками, могут так никогда и не узнать, что такое выезд или выход к доске. Представляете, то чего так боится обычный шалопай-школьник, является мечтой ребенка в инвалидном кресле – выехать к доске и ответить на отлично! И если, как я уже говорила, киевляне морально готовы видеть рядом со своими здоровыми детьми колясочников, то технически мы еще очень далеки от этого…

Материал подготовили Юлия Ткаченко и Наталья Мороцкая

Комитет народного контроля + Фото

  Категорія: