Кино без барьеров: смотрим в будущее

by Olga Zhurbenko | 30 Листопада 2012 11:07

Кино  без барьеров: смотрим в будущееВ Москве прошел VI международный кинофестиваль о жизни людей с инвалидностью.

Начиная с 2002 года, каждые два года Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» при поддержке Правительства Москвы, Министерства культуры Российской Федерации, а также постоянно растущей когорты именитых финансовых и информационных спонсоров, стремится развеять бытующие в обществе мифы о людях с инвалидностью и показать, что они способны на активную жизнь в обществе. За первое десятилетие проведения кинофестиваля, организаторам удалось достичь впечатляющих успехов. Прежде всего, непосредственно к работе кинофестиваля удалось привлечь знаменитостей всероссийского масштаба. Вот список жюри: председатель – оскароносный Владимир Меньшов, актриса Рената Литвинова, телеведущая Тутта Ларсен, тележурналист и социальный защитник Евгения Воскобойникова, арт-мейкер Наташа ван Будман, сценарист, режиссер Альгис Арлаускас. Под стать маститому жюри, была поставлена задача: в течение четырех конкурсных дней, просмотреть свыше семидесяти фильмов различных жанров и метража и вручить призы в 12 номинациях.

Хотя организаторами была проведена огромная предварительная работа, и на конкурс было допущено около трети поступивших фильмов, все же возможность побывать в шкуре кинематографического золотоискателя гостям фестиваля оставили. Очень уж разноплановыми, во всех отношениях, были представленные киноопусы. От откровенно злоупотреблявших вниманием и терпением зрителя: «Путешествие Джиотты», Канада; или умудрившихся испортить бессмысленным монтажом великолепный материал: «Кому нужна Келси?», США; до превосходных произведений, в основном, хотя и не полностью, заслуженно отмеченных призами. Показы проходили одновременно в двух залах старейшего в Москве кинотеатра «Художественный», и длились по десять часов каждый день, и еще отдельно, в кинокомплексе «Октябрьский», в это же время проходила детская программа.

Поскольку осуществить естественное желание разорваться на три полностью дееспособные части и посмотреть все, мне так и не удалось, пришлось руководствоваться программой показов. А напрасно! Ибо человек, он же зритель, он же организатор, предполагает, а Бог, он же реальность, иногда вносит свои коррективы. Некоторые кинопроизведения могли бы, вероятно, стать сколько-нибудь понятнее, благодаря ответам на вопросы зрителей. Благо, встречи с режиссером и героями были заявлены в программе. Однако, многие из них, по заверениям организаторов, в последний момент, прибыть не смогли, оставив нас, зрителей, наедине с мучительной болью за бесцельно потраченное время. Зато создатели действительно классных фильмов, различного метража, смогли порадовать зрителей еще и увлекательным общением.

Например, создатели трагикомической короткометражки «Золушка с левой ноги» (Франция), замахнулись на тему личной жизни человека с инвалидностью в обществе. И решили задачу с блеском! Секрет прост и сложен одновременно: говорить об этом можно и нужно с юмором! Безусловная победа в номинации «Лучший женский образ». Создатели фильма могли бы столь же легко, «левой ногой», отхватить еще каких-нибудь наград, если бы 13-минутная новелла не оставляла острое ощущение незавершенности. Моя убежденность в том, что французской команде под силу полный метр, была подтверждена режиссером, заверившим, что следующий, полнометражный фильм уже готов и выйдет в европейском прокате уже в январе. И будет посвящен этой же теме. «А как же наше кинопространство?», – вырвался у меня следующий вопрос. Но микрофон уже унесли…

Неожиданным приятным подарком стал победитель номинации «Лучший полнометражный игровой фильм» из Бразилии «Друзья». Скажите честно, мы вообще много видели фильмов из этой страны? Жвачные сериалы не в счет – они, по-моему, способны лишь создать негативный образ очередного Болливуда. Причем, номер три, после Мексики. А ведь фильм – замечательный! Вероятно, именно благодаря легкости подачи сюжета: двое парней и девушка, с синдромом Дауна, совершают побег из интерната. Благодаря особенностям восприятия окружающего мира, а также преданной дружбе, они переживают массу захватывающих и смешных приключений. И как-то все очень к месту: и довольно необычные пейзажи бескрайних бразильских просторов, и звуковое сопровождение, и даже характерное «жужукающее» звучание португальского (как и положено, конкурсные фильмы снабжены лишь субтитрами на русском, и то не все). Трое беглецов очень доступно демонстрируют нам, что в жизни вполне достижимо, причем на любой срок, одно бесценное благо: Свобода. Такая же бескрайняя, как и упомянутые бразильские леса, поля и реки. Ее отсутствие остро, хотя далеко не всегда осознанно, ощущают почти все прочие персонажи. Но предпочитают ничего не менять, так и играя чужие, иногда страшные, а чаще глупые, роли. Они так и проживут чужие, навязанные им обстоятельствами, сценарии жизни. А вот интернатские ребята рискнули все изменить – они ведь вообще смотрят на все просто, без предубеждений… И получилось. Ну, почти. Овацию зала вызвало сообщение о том, что влюбленные по сценарию парень и девушка и в жизни создали семью. И планируют дальнейшие роли в фильмах.

Кстати, этот фильм был снят на государственные средства, закладываемые регулярно в бюджет на культурные нужды. Вот вам и развивающаяся страна! В истинном смысле этого слова… Однако, вот вам и ложка дегтя. Сам не ждал. Когда я спросил у режиссера о прокатной судьбе его детища, ответ меня удивил: «Премьера состоится в марте следующего года на одном из бразильских телеканалов. И все!», – «А как же остальной мир?», звучали вопросы в зале. – «Ну, вот вам еще показали…».

Позвольте не согласиться! Этот фильм в стандартном «биг мак меню» нашего кинопроката сенсацией бы, пожалуй, не стал. Но выступил бы в роли этакой небольшой корзинки с живыми тропическими фруктами. Уже приятно. А главное, в доходчивой, юмористической манере продемонстрировал бы широкой аудитории, какими обаятельными могут быть люди с синдромом Дауна…

Главной задачей кинофорума – охвату максимальной аудитории, было посвящено ключевое, на мой взгляд, событие: конкурс социальных роликов и последовавший за ним мастер-класс. Ведь возможность достучаться до современного, перегруженного информацией человека имеют, прежде всего, вот такие, короткие и однозначные, сообщения. Именно таким был 30-секундный «Вместе в школу», Сауле Уразбаевой, победитель номинации «Лучший социальный ролик». Вообще-то, эта тема слишком важна, чтобы ограничиться ее кратким описанием – она заслуживает самого пристального изучения. Меня, например, слегка ошарашило мнение ведущей мастер-класса Гюзеллы Николайшвили о результативности социальных информационных кампаний. Результат проявится в следующем поколении! Когда вырастут дети нынешней аудитории… А по убеждению победителя номинации, это даже оптимистичный взгляд! Мастерам, наверное, виднее. Вот только за державу обидно. Точнее, постсоветские державы. Очень уж глубоки в своей обыденности наши общие проблемы, и какие-то они живучие, липкие, что ли…

Например, вот как произошло мое знакомство с победителем номинации «Лучший мужской образ» Апостолосом Мауроталасситисом. В день показа фильма, под названием «Выжившие», где великолепно показана суть преодоления жизненных препятствий, благодаря потребности вставать, несмотря ни на какие падения – даже с параплана, этот сильный и обаятельный человек долго принимал восторги зрителей и отвечал на их вопросы. По окончании встречи и герой, и публика переместились в небольшой холл кинотеатра. Оттуда по коридору, за длинным пологим спуском, проложенным резиновыми ковриками, туалет. Недоступный! Пандус к нему – форменное издевательство… Зная об этом, организаторы установили на улице, с этой же стороны, биотуалеты под тентом. Вот только ноябрьский ветер с дождем в Москве – это вам не бриз над Адриатикой… Ну, да ведь это ж герой, чего ему сделается… В общем, вопрос исчерпан. В холле, за чашечкой чая, отогреваемся. Апостолос делится планами: хочет стать инструктором для таких же, как он, выживших. Сертифицированным, но безоплатным: в Греции хоть и кризис, но пенсии нормальные, хватает… А если подобный фестиваль на следующий год пройдет и в Украине, то надеется, что уже физически сможет прилететь в Киев на собственном легком самолете. «Как Руст на Красную площадь?», – спрашиваю. – «А как же!», – смеется…

К сожалению, не порадовали участники конкурса от принимавшей стороны. Иначе как желанием «приветить» своего, не могу объяснить приз «Лучший короткометражный документальный фильм», врученный творению под многообещающим, но затем еще более разочаровывающим названием «Быть или не быть?». Посудите сами: черно-белый видеоряд, литейный цех советского завода, одного из тысяч таких же. Вот главный герой – рабочий цеха. Хорошо поставленный голос диктора за кадром повествует о его типичном житье-бытье, как у многих миллионов таких же, работяг. Все обычно: работа, более чем скромный быт, вера в официальную религию: коммунизм. Есть и отличие: в свободное время он играет в театральном кружке, Гамлета. Все очень обыденно, а еще дьявольски серо и муторно. Затем видеоряд становится цветным – наши дни. Завод закрыт, коммунизм, в лице гигантского бюста Ленина, повержен и вывезен прочь. В страшных мучениях умирает от рака девятилетний племянник героя. Самому Гамлету жить не на что, и вот последние титры фильма: «главный герой работал сторожем в храме. Пытаясь защитить иконы от грабителей, получил 7 колото-резаных травм, и скончался, не приходя в сознание». Все это густо сдобрено цитатами из Шекспира, а также просто понравившимися авторам умными мыслями. Какое отношение все это имеет к инвалидности? Ах да, Гамлет – неслышащий, играл в жестовом театре…

К сожалению, рамки статьи не вмещают и десятой доли того, о чем стоит рассказать. Например, о пронзительно-прекрасных рисунках из иранского «Когда загорается луч света», о юном герое из немецкого «Я не сломлен», о японо-корейском победителе Гран-при «Планета улитки»… Эти фильмы должны увидеть все люди на земле. Как? Давайте придумаем вместе!!!

Ярослав Майборода

Газета «Без Бар’єрів» №22 (100)[1]

Endnotes:
  1. Газета «Без Бар’єрів» №22 (100): http://www.bbnews.com.ua/kino-bez-barerov-smotrim-v-budushchee-gazeta-bez-bar-r-v-22-100-26-11-2012-r

Source URL: https://naiu.org.ua/kino-bez-barerov-smotrim-v-budushchee/