Как это – быть инвалидом в Украине

Как это – быть инвалидом в Украине
7 Травня 2015
Друкувати цю новину

nxc-nVgjВ Украине на улицах не часто увидишь людей с ограниченными возможностями, из-за чего бытует обманчивое мнение, что их не так много

Пятое мая традиционно считается Международным днем борьбы за права инвалидов. В этот день в 1992 году люди с ограниченными возможностями из 17 стран мира одновременно выступили против дискриминации инвалидов. В Украине на улицах не часто увидишь людей с ограниченными возможностями, из-за чего бытует обманчивое мнение, что их в стране не так много. Соответственно, решать проблему принято путем ее игнорирования.

Однако статистика говорит обратное. Сегодня в Украине насчитывается 2,8 млн инвалидов, что в масштабах страны составляет приблизительно 6,1% от общего числа населения. Почти 80% из них –  люди трудоспособного возраста. А  не замечают их лишь потому, что страна для инвалидов, мягко говоря, недоступна. Говорить о равных правах на трудоустройство, доступную инфраструктуру и образование для них пока не приходится.

Давайте не забывать, что люди с инвалидностью не просто зависимы от посторонней помощи. Они не в силах преодолевать разного рода  информационные, физические и  психологические барьеры. Совсем недавно в наш центр мужчина привел сына с особыми потребностями. Семья искала место, где ребенок смог бы найти друзей-сверстников. Формально мальчик учится в одной из столичных спецшкол-интернатов в районе Севастопольской площади, куда его определила медико-психолого-педагогическая консультация.  В обычной школе, которая находится рядом с домом на Лесном массиве, по мнению чиновников, ребенку с особыми потребностями не место. Тот факт, что от дома до новой школы расстояние в 1,5-2 часа езды, чиновников особо не волновало. Кстати,  родителей в случае ослушания  могут даже наказать, ребенок ведь по закону должен учиться. Как итог – ребенка отдали на попечение дедушке, проживающему в другом конце города. Дед мучается, но с внуком не расстается.

Не принимайте для нас законы, которые потом не работают, не стройте для нас жилье, если мы в него не можем попасть

Косметические “улучшения”

Реализовать свое право на образование ребенку с инвалидностью совсем не просто. С остальными правами и законами ситуация не лучше. Все движения в сторону  сокращения барьеров происходят несистемно и достаточно косметически.

Взять, к примеру, столицу. Несколько лет назад  в Киеве пафосно принимали в эксплуатацию скоростной трамвай. Часть вагонов закупили с  низкими подножками, чтобы с новеньких платформ коляска с человеком заезжала прямо в трамвай. Но абсурдность ситуации в том, что попасть на платформы возможно только через подземные переходы – без подъемников, с бетонными крутыми «пандусами» без поручней. А на одной из узловых станций в центре города, возле универмага “Украина”, и вовсе надо пройти семь кругов ада: подняться по двум крутым  лестничным проемам, пройти по надземному переходу и опуститься по таким же проемам на платформу. На обращение общественности в Киевсовет получаем стандартный ответ: проєктом скоростного трамвая предусмотрены специальные подъемные механизмы для людей с ограниченными возможностями, но денег нет, разбогатеем – поставим.

Идем дальше. 70% новостроек страны (именно новостроек, не “хрущевок” или “сталинок”) недоступны для людей с ограниченными возможностями. Надоела мантра об инвалидах? Да, но они ведь недоступны еще и пожилым людям и мамам с колясками. Кстати, в 2011 году было отменено постановление, регулирующее работу комитетов доступности при районных администрациях – органов  общественного контроля при сдаче в эксплуатацию нового жилья. Одной из их функций был надзор за соблюдением прав людей с ограниченными возможностями при введении жилья в эксплуатацию.

“Не делайте для нас без нас”

Хотя с законами у нас не все так печально, прописаны они достаточно неплохо. Часто на законодательном уровне мы буквально-таки копируем европейский опыт. Вот только не работают эти законы.  Далеко ходить не нужно: в 2009 году Украина, не осознавая всей меры  ответственности и обязательств,  ратифицировала Конвенцию ООН “О правах инвалидов”. Подписывая документ,  руководство страны совершенно не понимало, что делает. В США, где  19 % населения составляют люди с ограниченными возможностями – стране, которая считается образцовой в отношении инвалидов, эта конвенция до сих пор не ратифицирована. Руководство страны понимает, что как только этот документ будет подписан, граждане будут предъявлять серьезные претензии в случае нарушения ее положений.

Другой пример – во Франции процесс пересмотра закона про инвалидность длился два года. В состав рабочей группы вошли люди с инвалидностью, общественные объединения, специалисты, ученые. На протяжении двух лет документ обсуждали, и только после всестороннего одобрения приняли. В Украине законодатели никогда не поймут, зачем даром тратить время и говорить о законе два года, если его можно набросать за две недели на основании европейских аналогов. На выходе получаем идеальный по тексту, но оторванный от  украинской реальности документ. А все из-за того, что он не базируется на потребностях общества и принимается без его участия.

«Не делайте для нас без нас», – неустанно повторяют граждане, живущие с инвалидностью. Не принимайте для нас законы, которые потом не работают, не стройте для нас жилье, если мы в него не можем попасть или не имеем возможности  заехать в лифт на коляске, не говоря о том, чтобы до него дойти. Мы не просим специальный транспорт, предоставьте обычный, только доступный и для нас. Не делайте для нас специальные школы, мы хотим учиться в обычных. Неужели это настолько трудно?

А теперь вернемся к нашему мальчику, которого не взяли в обычную школу только из-за наличия трудностей в общении. Вы верите, что родителям удастся отстоять право ребенка на обучение в ближайшей школе? Если подавать в суд, то на кого? Другой вопрос, хватит ли сил и мужества родителям в нашем суде отстоять права своего ребенка – инвалида.

Лариса Самсонова
Эксперт по вопросам социальной политики Института общественных исследований

Новое время

  Категорія: