«Большой лошадиный секрет» или немного о лечебной верховой езде

«Большой лошадиный секрет» или немного о лечебной верховой езде
27 Січня 2014
Друкувати цю новину

Степан СавчинРеабилитация посредством лечебной верховой езды – иппотерапия – очень популярный на сегодняшний день метод положительного воздействия на детей с особенными потребностями, в частности – детей с аутизмом. О том, каких результатов можно достичь благодаря занятиям с лошадью, рассказывает харьковский иппотерапевт Степан Савчин.

Расскажите, пожалуйста, о своем опыте работы иппотерапевтом.

Лошадьми я начал увлекаться ещё с детства. До совершеннолетия это было просто любительское увлечение, но после – переросло в главное занятие в жизни. Уже с 2010 г. я начал работать инструктором по верховой езде. Среди моих учеников были и взрослые, и дети. Вскоре я заметил, что очень просто нахожу язык с трудными детьми, и могу добиваться желаемых результатов. Постоянная практика, обучение и посещение лекций практикующих иппотерапевтов все время добавляли мне опыта. С июня 2013 года и по сей день я работаю в «Feldman Ekopark» над уникальным бесплатным проєктом «Адаптивная верховая езда» по инициативе Международного благотворительного фонда «Фонд Александра Фельдмана». По предварительным заявкам я осуществляю ознакомительные семинары по проведению иппотерапевтических занятий. Ежегодно прохожу повышение квалификации и разряда. После года иппотерапевтической практики стал членом международной школы иппотерапии. В октябре 2013 года был приглашен в Буковинский медицинский университет в Черновцы для чтения лекций студентам 4-5 курсов на тему «Основы иппотерапии, как части анималотерапии».

Какая лошадь подходит для занятий с детками с аутизмом? Проходит ли она специальное обучение?

на занятиях с детьми работает лошадь по имени Мавр

В «Feldman Eсopark» на занятиях с детьми работает лошадь по имени Мавр. Она идеально подходит для таких детей. Это стандартная иппотерапевтическая лошадь: 140-160 см в холке, здоровая, правильно выезжена, добродушная по характеру, не агрессивная по отношению к человеку, холоднокровная к внешним раздражителям. Лошадь проходит специальное обучение, которое делится на несколько этапов. Длительность обучения лошади – от 3 до 6 месяцев. В «Feldman Ecopark» Мавра обучали 4 месяца до начала проведения занятий. Все это время он работал в режиме симуляции занятий. Для подготовки лошади требовался ассистент, который исполнял роль ребенка. Также использовались мячики, гимнастические палки, кольцебросы и т.д. Теперь Мавр не замечает всех этих предметов, даже если их бросить в него.

Как занятия иппотерапией влияют на аутистов?

Даже обычная верховая езда физически и умственно развивает, а также эмоционально умиротворяет всадника. Аутисты получают сильную мотивацию через наблюдения за лошадью и викарное обучение (наблюдение за другими занимающимися). После периода адаптации к лошади, проявляется желание ее оседлать, что сигнализирует об отсутствии безудержного страха, не говоря уже о коммуникации с лошадью, иппотерапевтом, а также ассистентом и коноводом. То есть, во время занятий происходит контакт и постоянное взаимодействие в рамках «живого» треугольника. После занятий дети начинают вести себя намного спокойнее и в транспорте, и в школе, и дома. Один ребенок, который прошел 5-дневный курс у нас в экопарке, впервые в жизни (по словам родителей) посмотрел полностью художественный фильм. При этом ребенок раньше не останавливался на одном канале дальше, чем на 15-20 секунд (ребенку – 11 лет). То есть, идет нормализация психического состояния, исчезает тревожность. Дальше, с помощью игр, в такой нестандартной и забавной обстановке происходит обучение, направленное на сенсорное восприятие, восприятие времени, пространства, выполнение простых повседневных для нас, но сложных для детей с аутизмом, занятий.

Если ребёнок очень агрессивный, может ли он посещать занятия?

Да, может. Это ему даже нужно. Главное, обязательно выдержать адаптационный период, который у некоторых детей длится 2-3 дня, у некоторых – месяц. За это время ребенок знакомится с конюшней, сотрудниками, переходит к общению с пони, дальше – с большой лошадью. Очень важную роль играет и викарное обучение, то есть наблюдение за другими занимающимися. Для каждого ребенка подбирается индивидуальный комплекс. Главная задача на этом этапе – вызвать у ребенка желание стать всадником.

Каким образом сейчас проходят занятия?

Расскажу на примере занятий 10-летнего мальчика с аутизмом. В первый день курса он не приближался к лошади ближе, чем на 1,5-2 метра, что натолкнуло на решение провести ребенку экскурсию в конюшню. Там мальчик познакомился с маленькими пони, даже начал с ними контактировать. Вернувшись к Мавру, ребенок погладил коня на прощание. В конце курса – через 5 дней – он свободно и без страха сидел верхом на лошади, кормил Мавра и гладил. По словам матери, для них это неимоверное событие, так как ребенок боится даже приближения кошек, тем более черных, а Мавр у нас вороной масти. Программа занятий для каждого ребенка подбирается индивидуально, в зависимости от его особенностей развития и возможностей на конкретном этапе. За месяц в «Feldman Ecopark» прошли курсы иппотерапии уже 24 ребенка с разными диагнозами и расстройствами. Подать заявку на бесплатное прохождение курса иппотерапии в Харькове, а также познакомиться с нами поближе можно на нашем сайте: http://ipoterapiaecopark.wix.com/home

Электронный журнал «Аутизм сегодня» – 2013, Декабрь

  Категорія: